Стхавира никая


Стхавира никая (санскр. स्थविर, IAST: Sthavira nikāya — «секта старейшин»; кит. 上座部) была одной из ранних буддийских школ. Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора[1].

Стхавира никая была одной из ранних буддийских школ. Она отделились от махасангхиков во время Второго буддийского собора[1].

Mahāsāṃghika āriputraparipcchā, текст, написанный для обоснования отхода этой школы от дисциплинарного кодекса старших монахов, утверждает, что совет был созван в Паталипутре по вопросам винаи и раскол явился результатом отказа большинства (санскр. Mahāsaṃgha) принять дополнение к правилам винаи, предложенное меньшинством (санскр. Sthaviras)[2]. Таким образом, махасангхики видели в стхавирах отколовшуюся группу, которая пыталась изменить первоначальный дисциплинарный кодекс — винаю[3].

Учёные в целом согласились с тем, что предмет спора действительно касался винаи. Рассказ о махасангхиках подкрепляется самими дисциплинарными текстами, поскольку виная стхавиров на самом деле содержит больше правил, чем виная махасангхиков[2]. Таким образом, современные учёные в целом согласны с тем, что виная Махасангхики — самая старшая[2].

Тибетский историк Будон Ринчендуб (1290—1364) писал, что махасангхики использовали пракрит, сарвастивадины — санскрит, стхавиры — пайшачи, а последователи Ватсипутрииапабхраншу[4].

Школа Тхеравады в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии отождествляла себя исключительно со стхавирами, поскольку палийское слово тхера эквивалентно санскритскому стхавира. Поэтому ранние западные историки предполагали, что эти школы идентичны. Тем не менее, это не так и уже ко времени Ашоки секта Стхавира разделилась на школы Саммития Пудгалавада, Сарвастивада и Вибхаджьявада[6].