Крамер, Стэнли


Стэ́нли Эрл Кра́мер (англ. Stanley Earl Kramer; 29 сентября 1913, Манхэттен, Нью-Йорк — 19 февраля 2001, Вудленд-Хиллз, Калифорния) — американский кинорежиссёр и продюсер, мастер остросоциальных драм. Наиболее примечательные картины режиссёра — «Нюрнбергский процесс», «Пожнёшь бурю», «Корабль дураков», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» и «Не склонившие головы» («Скованные одной цепью»).

Режиссёр Стивен Спилберг описывал Стэнли Крамера как «невероятно талантливого провидца» и «одного из наших великих кинорежиссеров» — «не только за мастерство и страсть, которые он демонстрировал в своих фильмах, но и за то воздействие, что он оказывал на осознание окружающего нас мира»[3].

Стэнли Крамер родился в небогатой еврейской семье на Манхэттене, Нью-Йорк, в районе боен и складов, прозванном «Адской кухней» за грязь и жестокие нравы. Родители были разведены, и мальчика вырастили бабушка с дедушкой. В 1933 году Стэнли окончил Нью-Йоркский университет, и мать, работающая на киностудии Парамаунт, устроила его подсобником на студии.

Вскоре стал клерком, потом ассистентом сценариста, редактором, монтажёром. Пройдя нелёгкой дорогой американской мечты, уже в годы Второй мировой войны начал сам делать агитационные антифашистские фильмы. Стремление к независимости, желание не только контролировать, но и управлять сюжетами фильмов заставило его стать продюсером, а в дальнейшем — кинорежиссёром. Сумел завести друзей и нужные связи, скопил денег и сразу после войны начал работать самостоятельно, основав собственную фирму. Создал в качестве продюсера такие фильмы, как «Чемпион» (1949) с Кирком Дугласом, «Дом храбрости» (1949), «Ровно в полдень» (1952) с Гэри Купером, «Смерть коммивояжера» (1951), «Бунт на "Кейне"» (1954), «Дикарь» (1953) с Марлоном Брандо, которого Крамер, кстати сказать, первым вывел на экран в 1950 году в фильме Фреда Циннемана «Мужчины». Спродюсированный Крамером «Дикарь» был первым в ряду картин о бунтующей молодёжи, став во многом символическим для целого поколения. Диалог с участием главного героя «Против чего ты бунтуешь, Джонни? — А что у вас есть?» как нельзя лучше описывает настроение тех неспокойных лет. Всё это вызывало недовольство правых кругов. Спенсер Трейси, снимавшийся во многих картинах Крамера, сказал о нём, что это человек, «который делает больше и проявляет больше упорства, чем кто-либо в американском кино. Он имеет мужество поступать согласно своим убеждениям, тогда как мужество в настоящее время редкое качество, а убеждения — и того реже».