Стюарт, Пол (актёр)


Пол Стюарт (англ. Paul Stewart), имя при рождении Пол Стернберг (англ. Paul Sternberg) (13 марта 1908 года — 17 февраля 1986 года) — американский характерный актёр, режиссёр и продюсер, работавший в театре, на радио, в кино и на телевидении в 1930-80-е годы.

В 1930 году Стюарт дебютировал на бродвейской сцене, а с середины 1930-х годов начал активно сотрудничать с Орсоном Уэллсом, став постоянным членом его театра Mercury. Стюарт внёс заметный вклад в создание легендарной радиопрограммы «Война миров» (1937), а в 1941 году сыграл в знаменитом фильме Уэллса «Гражданин Кейн» (1941).

В дальнейшем Стюарт появился на большом экране почти в 50 картинах, среди них обозреватель «Нью-Йорк Таймс» отметил романтическую комедию «Мистер Счастливчик» (1943), военную драму «Вертикальный взлёт» (1949) и библейскую драму «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)[1]. Однако более всего Стюарт запомнился по криминальным драмам и фильмам нуар, в которых часто исполнял роли гангстеров и преступников. Среди наиболее значимых картин Стюарта в этом жанре — «Джонни Игер» (1941), «Окно» (1949), «Чемпион» (1949), «Край гибели» (1950), «Свидание с опасностью» (1951), «Кредитная акула» (1952), «Криминальная полоса в прессе США» (1952), «Целуй меня насмерть» (1955) и «Чикагский синдикат» (1955), а позднее — «Хладнокровное убийство» (1967)[2][3].

С начала 1950-х годов Стюарт сделал успешную карьеру в качестве актёра и режиссёра на телевидении, а также продолжил работу в театре. За свою карьеру Стюарт принял участие в качестве актёра или постановщика примерно в 5000 радио- и телешоу[1].

Пол Стюарт (его имя при рождении — Пол Стернберг) родился 13 марта 1908 года в Нью-Йорке, он был единственным сыном в еврейской семье торговца текстилем Мориса Д. Стернберга и бывшей концертной пианистки[2] Натали Стернберг (Натансон). В 1919 году в возрасте 11 лет Пол уже пел и танцевал в одном из детских спектаклей[2]. Его друг детства и многолетний коллега Кеннет Робертс позднее вспоминал, как познакомился с тогда «ещё манхэттенским школьником Полом Стернбергом на школьной постановке пьесы „Роузи из Парижа“, в которой 12-летний Пол играл елейного усатого злодея, что положило начало его образам бандитов в будущем»[4]. После школы отец оплатил учёбу Пола в Колумбийском университете, надеясь, что тот станет юристом. Однако несмотря на полученную степень, в конце 1920-х годов Стюарт уже регулярно играл эпизодические роли на нью-йоркской сцене[4].