Сублиньи, Мария-Тереза де


Мари́я-Тере́за Перду де Сублиньи́ (фр. Marie-Thérèse Perdou de Subligny, июль 1666, Париж — ок. 1735[1]) — артистка балета, одна из первых женщин-профессиональных танцовщиц в истории балета. С 1688 по 1707 год была первой танцовщицей Королевской академии музыки в Париже[2].

Родилась в июле 1666 года в Париже. Её отец, Адриен-Тома Перду де Сублиньи (фр. Adrien-Thomas Perdou de Subligny), занимал должность адвоката в Парижском парламенте, а кроме того был актёром, писателем, драматургом и литературным переводчиком, автором нескольких комедий, шедших на театральных сценах[3].

Дебютировала на сцене в 1688 году[* 1] и почти сразу же заняла положение первой танцовщицы Королевской академии музыки.

В 1699 году вместе с Клодом Балоном гастролировала в Лондоне, став первой женщиной, представившей классический танец в Великобритании[1]. У Сублиньи были рекомендательные письма аббата Дюбо к Джону Локку, ставшему её поверенным на время гастролей. Несмотря на это, публика оказала ей холодный приём: «Суровые отзывы были неизбежны. Один из критиков отозвался о ней как о „поразительном чудовище“. Но она была великой танцовщицей и интересной индивидуальностью»[4]. Результатом гастролей стало появление во французском балетном репертуаре жиги, которую Сублиньи подчинила правилам академической школы[5]:150. В то же время, после отъезда Сублиньи, четыре англичанки — миссис Бикнел, мисс Кампион, Девонширская Девушка, и, наконец, наиболее значительная из них, миссис Элфорд, решили последовать её примеру и начать танцевать на сцене[4]:18.

Танцевала вместе с Клодом Балоном, Франсуа-Робером Марселем, Мишелем Блонди и Франсуазой Прево. Вместе с мадмуазель Лафонтен участвовала в балете-пасторали Люлли «Триумф любви» (Triomphe de l’Amour), о чем свидетельствуют старые парижские театральные афиши и журналы[6].

Сублиньи танцевала как на сцене Королевской академии музыки, так и при дворе Людовика XIV, она исполняла дивертисменты в операх и операх-балетах композиторов Ж.-Б.Люлли, А.Кампра, А. К. Детуша, Ж.-Ф.Ребеля, которые неизменно ставил для неё хореограф Луи Пекур. Позже многие из этих танцев были записаны Раулем-Оже Фёйе в его книге «Хореография, или Искусство записи танца» (Париж, 1700).