Опера-балет


Опера-балет (фр. opera-ballet) — музыкально-театральный жанр, сложившийся во Франции на рубеже XVII-XVIII веков и характерный для придворного театра («Королевской академии музыки») этого периода. Чтобы отделить «оперу-балет» от оперы того периода, также имевшую балетные номера, американский музыковед Д. Р. Антони[fr] определил признаки произведений этого жанра: акты оперы-балета имеют каждый свой отдельный сюжет и в каждом акте должен быть хотя бы один дивертисмент[1].

Элементы оперы-балета подготавливались издавна в так называемых придворных балетах (фр. ballet de cour) XVI века, в комедиях-балетах, созданных Жан-Батистом Люлли совместно с Мольером, а также в балетах и лирических трагедиях самого Люлли. В то время балет и опера ещё не выделились в отдельные жанры, и пение и танцы соединялись в едином представлении, при этом танец занимал доминирующее положение.

Первым образцом ballet de cour во Франции считается «Комический балет королевы», поставленный в 1581 году в честь свадьбы герцога Жуайёза и сестры французской королевы, в котором одну из партий танцевал король Генрих III. В этом произведении сочетались танцевальные выходы, вокальные партии (соло и диалоги, а также четырёх- и пятиголосовые) и хоровое пение на тему победы короля Франции над колдуньей Цирцеей, однако драматическое развитие сюжета было чрезвычайно слабым. Музыкальное сопровождение призвано не выражать внутренний мир персонажей, а подчеркивать пышность спектакля и развлекать зрителя. Зрелище поражало богатством и изысканностью костюмов и декораций. Постановка спектакля обошлась, по разным данным, от трёх миллионов шестисот тысяч до пяти миллионов франков[2]. Подобные спектакли восходят к ренессансным традициям музыкальных представлений при итальянских аристократических дворах. Особенностью «Комического балета королевы» стало подчинение музыки, а за ней и танца стихотворному размеру — сказывалось опосредованное влияние теоретических изысканий французских гуманистов, увлечённых идеей возрождения античных принципов в музыке и отказом от полифонии[3].

Придворный балет — одно из непременных развлечений французского королевского двора, где наряду с профессиональными танцовщиками балетные партии исполняли не только придворные, но и принцы крови. Не имея драматического действия, он представлял собой череду коротких танцевальных номеров (антре — выходов), которые объединялись одним сюжетом[4]. Около двадцати лет, с 1650 года, в балетных спектаклях танцевал король Людовик XIV, снискав заслуженную славу почти профессионального исполнителя. Совершенствуясь, придворный балет достигает своих вершин при Луи де Молье[fr], представляя собой зрелище роскошное, совершенное с точки зрения техники исполнения, снискав заслуженную всеевропейскую славу. Его репрезентативный потенциал будет в полной мере использован Люлли при создании национального оперного жанра — музыкальной (лирической) трагедии, в которой балет займёт одно из ключевых мест[4].