Балтсудопроект


ЦКБ «Балтсудопроект» — российское проектно-конструкторское бюро морского судостроения. В настоящее время является отделением ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова». Одно из старейших в отрасли, основано в 1925 году как центральная проектная организация по разработке гражданского флота страны, в настоящее время специализируется на проектировании и техническом сопровождении строительства судов, кораблей и плавсооружений различного класса и назначения. С момента основания в ЦКБ разработано порядка 200 проектов, по которым построено более 2600 судов общим водоизмещением более 11 млн тонн[1][2][3].

В 1922 году на базе петроградских судостроительных заводов был создан «Судотрест», в который впоследствии вошло большинство судостроительных заводов страны. С целью реализации обширной программы торгового судостроения на 1925—1930 годы, принятой Советом Труда и Обороны СССР и предусматривающей создание более 200 морских судов 28 новых типов, «Судотрестом» было организовано Центральное техническое бюро (ЦТБ) на базе которого в 1925 году возникло Центральное конструкторское бюро морского судостроения (ЦБМС). 14 сентября 1925 года Главметалл[4] и «Судотрест» утвердили ЦБМС как самостоятельную проектно-конструкторскую организацию.

На ЦБМС были возложены задачи централизации проектно-конструкторских работ по новым типам судов, сбор и обобщение мировой информации, выработка и развитие новых отраслевых стандартов, помимо этого велось проектирование судовых механизмов, арматуры, теплоэнергетических и паросиловых установок. Первым начальником бюро стал А. И. Маслов, ведущими инженерами К. И. Боханевич, Я. А. Копержинский, М. А. Ловягин, Л. М. Ногид, Е. С. Толоцкий, П. И. Халимович, П. И. Титов, В. М. Векслер и др. В сентябре 1925 г. в бюро работало около 100 сотрудников.

2 октября 1928 года ЦБМС было реорганизовано в Государственную контору по проектированию судов — «Судопроект» с прямым подчинением ВСНХ. С 1929 года в организацию вошли специалисты заводских КБ, численность персонала возросла до 600 человек.

В 1930—1931 годы в ЦКБ называлось «Судопроверфь», так как в него вошло бюро по проектированию верфей, которое впоследствии вновь выделилось в отдельную организацию. В 1934 году бюро начинает проектирование судов для ВМФ (сторожевой корабль «Ястреб» пр. 29). В 1937 году «Судопроект» меняет название на «Ленинградский проектный институт», затем на ЦКБ-32.

К 1941 году по проектам ЦКБ было построено более 250 судов, составивших ядро советского торгового флота и также значительную часть рыбопромыслового, технического и вспомогательного флотов.