Толоцкий, Евгений Степанович


Евге́ний Степа́нович Толо́цкий (1890—1959) — советский кораблестроитель, учёный в области судостроения и судоподъёма, главный конструктор Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», доктор технических наук, профессор.

Евгений Степанович Толоцкий родился 16 февраля 1890 года в Витебске, крещён 25 февраля того же года в Спасо-Преображенской церкви 164-го Закатальского пехотного полка. Затем семья переехала в Вышки Витебской губернии, учился в гимназии[1]. В 1915 году, после окончания кораблестроительного отделения Петроградского политехнического института императора Петра Великого, работал в конструкторском бюро Балтийского завода. Одновременно обучался в Морском инженерном училище Императора Николая I. В 1916 году произведён в корабельные гардемарины-судостроители. 6 мая 1916 года, после сдачи экстерном экзаменов за курс Морского инженерного училища, произведён в подпоручики корпуса корабельных инженеров[2][3][4].

В 1918 году являлся производителем работ Комиссии по ликвидации заказов морского ведомства, был одним из организаторов перевода части кораблей из Балтики на Волгу в период гражданской войны. В 1919 году — наблюдающий 1 разряда за постройкой и ремонтом боевых кораблей Главного управления кораблестроения (Глакор). В 1920 году назначен помощником начальника чертёжной Главного морского технико-хозяйственного управления (ГМТХУ), а в 1922 году — старшим приёмщиком ГМТХУ и помощником начальника кораблестроительного отдела Технического управления[5].

В 1924 году был главным руководителем работ по подъёму госпитального судна «Народоволец» (водоизмещение 13 500 тонн), которое затонуло в 1920 году в Ленинграде на реке Неве у набережной Васильевского острова[6].

В конце 1920-х годов Центральное бюро морского судостроения (ЦБМС) под руководством Е. С. Толоцкого разрабатывало варианты «азовских перегрузочных шхун», но построены они были как небольшие каботажные сухогрузы типа «Пионер». В 1929 году по проекту группы ЦБМС под руководством Е. С. Толоцкого на Северной судостроительной верфи был построен грузопассажирский рефрижераторный теплоход «Феликс Дзержинский». Всего по проекту было построено 4 единицы. В 1931 году было сдано ещё одно головное судно по проекту ЦКБ (руководитель работ Е. С. Толоцкий) — грузопассажирский рефрижераторный теплоход «Волга», построенный на Адмиралтейском заводе. Являлся главным конструктором рефрижераторов типа «Тегеран» (построено два в 1931 году)[4].

В годы Великой Отечественной войны оставался в блокадном Ленинграде. С 1941 года работал помощником главного конструктора завода № 189 (Балтийский завод им. С. Орджоникидзе) и начальником отдела общего проектирования КБ. В годы блокады участвовал в создании проекта малого тральщика, определил его главные размеры, производил расчёты винтов и винтомоторной группы, создавал чертежи для поточной постройки рейдовых тральщиков МТ2. Головной корабль строился в условиях блокады на Балтийском заводе 4 месяца 20 дней и был сдан в ноябре 1943 года[3].