Суетин, Николай Михайлович


Никола́й Миха́йлович Суе́тин (18971954) — российский советский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.

Родился в поселке Мятлевская (Калужская губерния) 25 октября (6 ноября1897, в семье начальника железнодорожной станции. В 1900-х — 1910-х учился в гимназии в Калуге, затем в Кадетском корпусе в Петербурге. В 1914 г. был мобилизован, в 1915 служил на Кавказе, затем был переведён в Витебск.

В 1918—1922 гг. учился в ВНХУ в Витебске у Казимира Малевича. С 1920 г. — член группы УНОВИС (Утвердители нового искусства, 1920—1922). Участвовал в выставках Уновиса (1920—1921) в Витебске и в Москве (1921—1922). Работы этого времени: «Газ», «Водород», 1921—1922. Участвовал в работе по праздничному украшению города, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов.

В 1922 году вместе с К. С. Малевичем переехал в Петроград. В 1923-м году его работы появились на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1918—1923» в Петрограде (в составе группы Уновис).

В 1923—1926 гг. участвовал в работе МХК и ГИНХУКа. В 1925 году возглавил Отдел материальной культуры ГИНХУКа. Занимался разработкой супрематизма, анализировал новые формы искусства. В 1925 — 26 гг. работал также в экспериментальной лаборатории Декоративного института (эскизы рисунков для тканей, оформление выставок, реклама), разрабатывая дизайн, основанный на методе супрематизма.

Н. М. Суетин считается одним из наиболее последовательных учеников К. С. Малевича[5]. Суетин осмыслял свои беспредметные композиции как основу для универсального преображения окружающих человека форм. Его модели-«архитектоны», разработки особого «супрематического ордера» в архитектуре остались нереализованными, лишь в весьма изменённом виде претворившись в реальные здания.