Институт художественной культуры (Ленинград)


Институт художественной культуры, также известен как Государственный институт художественной культуры, (ГИНХУК, Гинхук) — научно-исследовательская организация и творческое объединение в Петрограде — Ленинграде, занимавшееся вопросами теории и истории художественной культуры. Создан в 1923 году на базе Музея художественной культуры и просуществовал до 1926 года.

В Институте художественной культуры в разное время работали К. С. Малевич, В. Е. Татлин, М. В. Матюшин, Н. Н. Пунин, И. Г. Чашник, Л. М. Хидекель и другие видные деятели русского искусства первой половины XX века. Новаторские изыскания Института художественной культуры оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства XX века.

В 1918 году здание бывшего особняка Мятлевых было национализировано и передано Наркомату Просвещения. В этом здании базировался отдел изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса, проводивший большую работу по формированию нового советского искусства. В нём работали многие крупные деятели русского авангарда и будущие сотрудники ГИНХУКа (Н. Н. Пунин, О. М. Брик, В. Маяковский, К. С. Малевич и др.). Здесь же был основан Музей художественной культуры — один из первых музеев в России новых течений в искусстве.

В 1923 году Павел Филонов на музейной конференции от имени «группы левых художников» предложил преобразовать Музей художественной культуры в Институт исследований культуры современного искусства. В октябре 1924 года это предложение было реализовано и музей был преобразован в научное учреждение, получившее название Институт художественной культуры. Директором стал Казимир Малевич, который в конце 1922 года вместе с группой учеников из Витебска переехал в Петроград и с августа 1923 года возглавлял Музей художественной культуры. Заместителем директора стал Николай Пунин. В марте 1925 года решением Совнаркома Институт художественной культуры был утверждён в качестве государственного учреждения и стал называться Государственным институтом художественной культуры (ГИНХУК)[1].

Институт художественной культуры как научная организация и как творческое объединение стал школой профессионального мастерства для большой плеяды ленинградских художников 1920-х — 1930-х годов; в частности, аспирантами и практикантами института были Ю. А. Васнецов, В. И. Курдов, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Е. И. Чарушин, И. Г. Чашник, Л. М. Хидекель и ряд других. Результаты деятельности Институт художественной культуры демонстрировались на отчётных выставках, проходивших в 1924—1926 годах. Художники Института в пространственных структурах произведений стремились претворять принципы формообразования в природе.