Васнецов, Юрий Алексеевич


Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (19001973) — советский художник; живописец, график, сценограф, иллюстратор. Народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР (1971).

Родился 22 марта (4 апреля1900 года в семье священника в Вятке (ныне Киров). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник братьев-художников Васнецовых (Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича), и фольклориста Александра Михайловича Васнецова. С юности и на протяжении жизни был дружен с родившимся в Вятке и жившим впоследствии в Петербурге художником Евгением Ивановичем Чарушиным.

В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В том же году был мобилизован как художник для работ к «Дню советской пропаганды».

В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет ВХУТЕИН, тогда — ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов Алексея Еремеевича Карева и Александра Ивановича Савинова. Васнецов хотел быть живописцем и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него как живописца, за исключением влияния Михаила Васильевича Матюшина[2], у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей−художников Николая Ивановича Кострова, Валентина Ивановича Курдова и Ольгу Петровну Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию[3].

В 1926 г. во ВХУТЕИН курс, на котором учился художник, был выпущен без защиты диплома. В 1926—1927 гг. Васнецов некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.

В 1926—1927 гг. вместе с художником Валентином Ивановичем Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУК у Казимира Севериновича Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» — «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУК так: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУК длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства[4].