Карев, Алексей Еремеевич


Алексей Еремеевич Карев (12 [24] марта 1879, с. Шиловка, Саратовская губерния — 5 февраля 1942, Ленинград) — российский советский живописец, график и педагог, член Ленинградского Союза советских художников[1], внёсший существенный вклад в формирование ленинградской пейзажной школы.

Алексей Еремеевич Карев родился 12 (24) марта 1879 года[2] в деревне Шиловка Сердобского уезда[3] Саратовской губернии. Учился в Саратове в иконописной мастерской (1895), в мастерской художника Ф. М. Корнеева (1896), в Боголюбовском Рисовальном училище у В. В. Коновалова (1897—1898), в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова у К. А. Савицкого (1898—1901), в Киевской частной художественной школе (1901—1902). Участвовал в выставках с 1907 года. Экспонент выставок общества «Золотое руно» (1908—1909), художественного объединения «Мир искусств» (1917—1924), «Четыре искусства» (1926—1932)[4], Ленинградского Союза советских художников (с 1932). Писал пейзажи (преимущественно ленинградские), натюрморты, портреты, декоративные панно. Участвовал в оформлении массовых революционных праздников в Саратове (1920—1921) и Петрограде (1918).

После Октябрьской революции занимался педагогической работой и реорганизацией художественного образования. В 1918 был назначен комиссаром ПГСХУМ в Петрограде, работал в Отделе Изо Наркомпроса РСФСР (1918—1919)[5]. Участвовал в реорганизации Пензенского художественного училища (1919) и Боголюбовского Рисовального училища в Саратове (1920—1921) в Свободные художественные мастерские. Преподавал в Саратовских свободных художественных мастерских (1920—1921), в Центральном училище технического рисования в Петрограде (1921—1922), во ВХУТЕИНе — ЛИЖСА ВАХ (1922—1941), в Ленинградской средней художественной школе (1936—1937).

После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде. Умер от голода 5 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле на кладбище Остров Декабристов[6].

Произведения А. Е. Карева находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Армении, Украины, Италии, Германии.

В ранний период испытал влияние творчества В. Э. Борисова-Мусатова. Был дружен с саратовскими художниками П. С. Уткиным, П. В. Кузнецовым, А. Т. Матвеевым, Б. М. Миловидовым, А. И. Савиновым. Интерес к обобщённому цветовому решению, декоративности композиции прошёл через всё творчество Карева, существенно повлиявшего на развитие школы ленинградского пейзажа в 1930—1950 годы. Живописный язык Карева лаконичен, колорит строится на отношениях двух-трёх цветовых пятен. Автор картин «Купальщицы» (1910), «Натюрморт. Кувшин с цветами и футляр балалайки» (1915), «Цветы в зелёной вазе» (1916)[5], «Девушка в голубом»[7] (1923), «Андреевский рынок»[8], «Вид на город из открытого окна» (1924), «Первомайская демонстрация»[4] (1926), «Натюрморт с цветами на фоне драпировки» (1929), «Нева»[8] (1934) и других. Персональные выставки в 1927 и 1981 годах в Ленинграде.