Супервизия (психология)


Супервизия (лат. supervidere — обозревать сверху) — один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов консультирования. Супервизия призвана способствовать профессиональному росту психолога-консультанта и психотерапевта, развитию особых навыков и умений, связанных с выработкой рефлексивного и критического отношения к своим профессиональным результатам, а также повышению ответственности специалистов за собственный уровень профессионализма[1][2][3][4][5].

Супервизию обычно проводит супервизор — квалифицированный специалист-консультант, проводящий супервизию путём профессионального консультирования консультанта, обратившегося за супервизией. Наиболее известна психоаналитическая супервизия и супервизия в гештальт-терапии, а также супервизия методом балинтовских групп, однако брать супервизии желательно любому профессиональному психологу и психотерапевту вне зависимости от теоретического подхода.

Имеются указания на то, что слово «супервизия» первоначально возникает в области индустрии в англо-американских странах, где оно обозначало контроль за правильным изготовлением промышленных деталей, и только позже это понятие было перенесено на область социальной активности и связано с другими функциями, в том числе и с терапевтической. Это, возможно, объясняет, почему в американских подходах в супервизии, как и раньше, важным компонентом является контролирующая функция, в то время как, например, нидерландские концепции супервизии сознательно выводят за скобки административную сторону[3].

Уже взгляд на историю супервизии обнаруживает со всей определенностью, что в супервизии были различные фазы в методическом ориентировании[6]:

Для первых двух периодов было характерно то, что не существовало ни самостоятельного супервизорского метода, ни всеохватывающей методики или теории. Супервизоры заимствовали их инструментарий из других подходов: психоанализа, групповой динамики и т. д. В большинстве случаев супервизор использовал один какой-либо подход или по ситуации много или части многих подходов (эклектический прием). А. Шрейог предложила метатеоретическую модель (интегративная модель для супервизии)[7]. В этой модели на общем теоретическом уровне находятся все доступные системы, проверенные на возможность их использования и согласованность с заявленными постулатами, как например, психоанализ, гештальт-терапия, психодрама, групповая динамика, организационные теории, групповая терапия, балинтовская группа.

Э. Уильямс предложил шестифокусную модель супервизии, основанную на двух системах (консультативной и супервизорской) и шести фокусах, на которых супервизор и консультант сосредотачивают внимание[8].