Supermarine Spitfire


Супермарин Спитфайр (англ. Supermarine Spitfire) — британский истребитель времён Второй мировой войны. Различные модификации использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолёта-разведчика. Всего были построены 20 351 «спитфайров», включая двухместные учебно-тренировочные машины. Часть машин оставалась в строю до середины 1950-х годов. Также часть машин была поставлена в СССР по ленд-лизу.

До Spitfire конструктор Реджинальд Митчелл занимался созданием гоночных гидропланов — последняя модель Supermarine S.6B выиграла Кубок Шнейдера и стала первым самолётом, превысившим скоростной порог в 650 км/ч.

7 лет спустя, в феврале 1934 года, Реджинальд Митчел (Reginald Mitchell) закончил работу над своим первым проектом истребителя Супермарин Тип 224, самолёт должен был принять участие в конкурсе на новый скоростной истребитель для Британских королевских ВВС. По своей конструкции это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Однако, лётные характеристики этого Супермарина не были очень впечатляющими. Самолёт развивал скорость лишь 367 км/час и поднимался на высоту 15 000 футов (4575 м) за 9,5 минут. Победителем конкурса стал самолёт, представленный компанией Глостер, который позднее поступил на службу в Королевские ВВС под названием «Гладиатор» (Gloster Gladiator), этот самолёт показал максимальную скорость в 390 км/час и смог подняться на высоту 15000 футов всего за 6,5 минут. Это дало возможность конструкторам «Супермарин» понять, что в целом прогрессивная конструкция моноплана всё ещё проигрывает хорошо проработанному биплану.

Митчелл извлёк урок из происшедшего и сумел настоять на том, чтобы ему было позволено разработать новый, более лёгкий и аэродинамически лучше проработанный самолёт. Новый самолёт Митчелла имел полностью свободнонесущую конструкцию, убирающееся шасси и закрытую кабину. В качестве силовой установки использовался новый двигатель Роллс-Ройс V-12 мощностью 1000 л. с., в дальнейшем известный под именем «Мерлин». На это время этот двигатель ещё не выпускался серийно, — компания «Роллс-Ройс» ещё только испытывала двигатель в Дерби. Первые варианты нового самолёта Митчела имели слабое вооружение — четыре 7,69-мм пулемёта. После консультаций с Королевскими ВВС Великобритании самолёт переделали, теперь он нёс восемь 7,69-мм пулемётов Браунинг .303 Mk.II (авиационная модификация пулемёта Браунинг M1919 под британский патрон) c боезапасом 250 патронов на каждый пулемёт.