Сюита на слова Микеланджело (Шостакович)


Сюита на слова Микеланджело — сюита для баса и фортепиано Д. Д. Шостаковича, соч. 145, на стихи Микеланджело Буонарроти. Одно из последних сочинений Шостаковича (1974). Распространено также в авторской оркестровке (соч. 145а). Премьера камерной версии состоялась 23 декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии (солист Евгений Нестеренко). Премьера оркестровой версии прошла 31 января 1975 года в Большом зале Московской консерватории[1] (тот же солист с оркестром под управлением Максима Шостаковича). Примерная продолжительность 40 минут.

Шостакович использовал стихи Микеланджело (преимущественно сонеты) не в оригинале, а в русском переводе Абрама Эфроса[5]. Все заголовки песен принадлежат Шостаковичу[6]. Хотя целое названо автором сюитой, в последовательности пьес просматривается определённый замысел (по крайней мере, в заключительных пьесах: Ночь — Смерть — Бессмертие), сближающий сюиту с вокальным циклом.

В вокальной партии пьесы «Ночь» (№ 9) используется фрагмент темы Г. И. Уствольской, из финала её Трио для скрипки, кларнета и фортепиано (1949); в той же пьесе цитируются три такта из Симфонии № 14 (часть «Смерть поэта») Шостаковича. В основе инструментального сопровождения пьесы «Бессмертие» (№ 11) лежит тема из юношеской оперы Шостаковича «Цыгане» (по А. С. Пушкину), наброски которой относятся к 1919-20 гг.