Сюркуф, Робер


Робе́р Сюрку́ф (фр. Robert Surcouf; 12 декабря 1773, Сен-Мало, Франция — 8 июля 1827, Сен-Мало) — французский арматор и корсар периода Наполеоновских войн. Захватил 47 английских, голландских, португальских и испанских судов, получил прозвище Король Корсаров (фр. Roi des Corsaires).

За успешные действия против британского торгового судоходства Наполеон наградил его титулом барона и орденом Почётного легиона. После завершения карьеры корсара стал владельцем эскадры каперских кораблей. Французский военный флот до наших дней сохраняет традицию называть один из боевых кораблей именем Сюркуфа.

Сюркуф родился 12 декабря 1773 года в Бретани, в Сен-Мало на берегу Ла-Манша — в городе, который традиционно служил базой французских каперов и пиратов[4]. Происходил из арматорской семьи малуанских старожилов. Его отец Шарль-Анж Сюркуф де Буасгри (Charles-Ange Surcouf de Boisgris) был внуком Робера Сюркуфа де Мезоннёва (Robert Surcouf de Maisonneuv). Его мать была потомком Рене Дюге-Труэна (René Duguay-Trouin). И Мезоннёв, и Дюге-Труэн — удачливые и знаменитые корсары, подвизавшиеся на службе Людовика XIV. Сыну же, Роберу-младшему, родители прочили духовную карьеру и определили его в Динанскую коллегию. Но его неодолимо тянуло в море. В 13 лет Робер бросил учёбу и завербовался на торговый корабль «Эрон» (фр. Héron), курсировавший между Сен-Мало и Кадисом. А в 15 лет, 3 марта 1789 года, завербовался на торговый корабль «Аврора» (фр. Aurore) и отплыл в Индию, в Пондишери[5].

Сюркуф вернулся в Сен-Мало в 1792 году, в разгар Французской революции, и вскоре отбыл на Иль-де-Франс (Маврикий). По прибытии он узнал о начале войны с Англией и был назначен вторым лейтенантом на сорокапушечный фрегат «Сибель» (фр. Cybèle). Совместно с тридцатидвухпушечным фрегатом «Прудант» (фр. Prudente) и бригом «Курьер» (фр. Coureur) они вступили в бой с двумя британскими двухдечными кораблями — пятидесятипушечным «Центурион» (HMS Centurion)[6] и сорокачетырёхпушечным «Диомед» (англ. HMS Diomede)[7]. В результате боя «Центуриону» был нанесён столь значительный ущерб, что британские корабли были вынуждены покинуть район острова и снять блокаду[8].

Период службы во французском флоте был крайне непродолжителен, и вскоре Сюркуф занялся работорговлей, перевозя рабов из Африки на Реюньон на собственном бриге «Креол» (фр. Créole). В феврале 1794 года Конвент объявил работорговлю вне закона, но первоначально запрет и больший риск лишь подняли цену на живой товар, и Сюркуф ещё некоторое время продолжал заниматься транспортировкой рабов, пока власти Реюньона не выдали ордер на его арест. Захватив трёх полицейских чиновников, посланных арестовать его, он бежал на Маврикий, где благодаря связям с влиятельными членами совета ему удалось получить помилование. После этого инцидента Сюркуф решил сменить род занятий[9].