ТВ3-117


ТВ3-117 (читается «тэ-вэ-три — сто семнадцать») — семейство авиационных турбовальных двигателей. С момента создания было выпущено более 25 000 двигателей ТВ3-117 различных модификаций, общая наработка которых составляет более 16 млн часов. Один из самых надёжных авиационных двигателей в мире[1].

В 1965 году в ЦИАМ поступил двигатель General Electric T58[англ.], контейнер с которым якобы был подобран в Атлантическом океане советским судном (но авторы биографии С. П. Изотова предполагают операцию разведки). При его изучении выяснилось, что он технологически на голову превосходит ТВ2-117, а его тонкие и аккуратные лопатки изготавливаются холодной вальцовкой. Догонять Америку и внедрять эти новшества конструкторы ОКБ имени В. Я. Климова (Ленинград) стали в том же 1965 году: опытный образец нового более мощного двигателя успели изготовить к 31 декабря, но он сгорел на испытаниях, как и последующий.[2]

Доводка проводилась до 1972 года под руководством Изотова и С. В. Люневича. Серийный выпуск начался с 1973 года на ЗПОМ «Моторостроитель» (ныне ПАО «Мотор Сич», г. Запорожье, Украина), для чего предприятию пришлось освоить много новых технологий.

После распада СССР производство вертолётов осталось в России, а производство двигателей к ним на Украине. Поставки двигателей для гражданской вертолётной промышленности России велись по долгосрочным контрактам[3].

В 1999—2001 годах на ОАО «Климов» велась разработка модификации двигателя ВК-2500. В начале 2000-х годов Россия предпринимала попытки купить украинское двигателестроение, но получила отказ. После этого в России приняли решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов». Локализацию начали со сборки двигателей с применением украинских комплектующих. В 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей, в 2010 году — 198, в 2011 году — более 260[4]. В 2011 году полностью локализована версия двигателя ВК-2500, а в 2012 году были закончены его испытания[5]. В кооперацию по полной локализации двигателя вошли НПЦ газотурбостроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва и Уфимское моторостроительное производственное объединение[6]. В 2011 году в Санкт-Петербурге был заложен новый авиадвигательный завод — конструкторско-производственный комплекс «Петербургские моторы»[7]. В 2014 году сдана первая очередь нового завода[8]. В этом же году были собраны первые 10 двигателей полностью из российских комплектующих. В 2015 году — 30[9]. В 2016 году — 60 штук[10]. В 2017 году — 100 штук[11]. В 2019 году — 230[12].