Изотов, Сергей Петрович


Сергей Петрович Изо́тов (30.06.1917—6.05.1983) — советский крупный учёный и конструктор авиационных двигателей. Генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В. Я. Климова. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени и Государственной премии СССР. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Доктор технических наук (1968). Кандидат в члены-корреспонденты АН СССР. Автор 30 научных работ и 13 изобретений. Почетный гражданин города Жешув (Польша). Делегат XXVI съезда КПСС.

Родился 17 (30 июня) 1917 года на станции Синельниково (ныне город, Днепропетровская область, Украина) в семье железнодорожного техника-путейца Петра Андреевича Изотова и учительницы Надежды Иулиановны урожд. Пытковской. В 1932 году окончил семилетнюю фабрично-заводскую школу в Бердянске.

В 1932-1934 годах учился в Запорожском авиастроительном техникуме на строительном факультете, где проучился всего 2 курса — техникум в 1934 году перевели в город Орел. Затем работал чертежником на Екатерининской железной дороге. В 1935 году он поступил в Запорожский институт сельскохозяйственного машиностроения, но через два года, в 1937 году, перевелся в ЛПИ имени М. И. Калинина (энергомашиностроительный факультет, специальность «Автомобили и тракторы»), который окончил в январе 1941 года с отличием.

Трудиться начал в январе 1941 года инженером-конструктором на ленинградском авиамоторном заводе № 451, который с 1940 года начинал осваивать серийное производство авиационных двигателей разработки главного конструктора рыбинского завода № 26 В. Я. Климова М-105. Весной 1941 года он в числе других сотрудников завода № 451 был направлен в командировку в Рыбинск. В июле вместе с заводом был эвакуирован из Ленинграда на Урал. В Уфе на базе рыбинского завода № 26, ленинградских заводов № 234 и № 451 и ряда других был образован мощный объединённый авиамоторный завод № 26, который занимался серийным выпуском моторов семейства М-105 и разработкой новых поршневых двигателей М-106, ВК-107, ВК-108, ВК-109 под руководством Главного конструктора В. Я. Климова и директора завода В. П. Баландина. С ноября 1941 года С. П. Изотов работал инженером-конструктором серийно-конструкторского бюро предприятия. Его талант конструктора и организаторские способности были оценены, и в 1943 году он уже стал заместителем начальника СКБ С. А. Гаврилова (возглавившим после войны ОКБ-26). Всего в годы войны завод № 26 выпустил около 100 000 авиамоторов семейства М-105. На этих двигателях летали истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Пе-3, бомбардировщики Пе-2 и др.

В 1945-1946 годах завод № 26 организовал серийное производство одного из первых советских турбореактивных двигателей — РД-10 на базе немецкого Jumo-004.