ТЭП80


ТЭП80 — опытный пассажирский восьмиосный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, производившийся в СССР с 1988 по 1989 на Коломенском тепловозостроительном заводеПерейти к разделу «#Производство». Конструктивно основан на шестиосных тепловозах ТЭП70, но отличается от них четырёхосными тележками вместо трёхосных и большей длиной, а также в полтора раза более мощным дизелем по сравнению с ТЭП70, аналогичным по мощности дизелю тепловоза ТЭП75Перейти к разделу «#Конструкция».

Всего было построено два тепловоза данной серииПерейти к разделу «#Производство». Из-за снижения объёма пассажироперевозок в 1990-х годах тепловозы оказались не востребованными и так и остались опытными — первый работал непродолжительное время в депо Великие Луки на линии Москва — Рига, а второй после модификации в скоростное исполнение проходил испытания на линии Москва — Санкт-Петербург, установив мировой рекорд скорости для тепловозов в 271 км/чПерейти к разделу «#Испытания и эксплуатация». В настоящее время первый тепловоз находится в железнодорожном музее в Новосибирске, а второй — в Санкт-ПетербургеПерейти к разделу «#Сохранение в музеях».

Решение о создании односекционного восьмиосного пассажирского тепловоза с номинальной мощностью дизеля 6000 л.с. было обусловлено увеличением в 1980-е годы составности пассажирских поездов с 16-18 до 20-22, а в отдельных случаях до 24 вагонов[1]. Для вождения таких поездов с высокой скоростью на неэлектрифицированных линиях Коломенский завод строил двухсекционные тепловозы 2ТЭП60 на базе односекционных ТЭП60 с двухтактными двигателями мощностью в 3000 л.с. в каждой секции[2]. Однако ТЭП60 с двухтактными двигателями и электрической передачей постоянного тока уступали по мощности и удельному расходу топлива новым перспективным тепловозам ТЭП70 с четырёхтактными двигателями мощностью в 4000 л.с и электрической передачей переменно-постоянного тока, которые до середины 1980-х годов выпускались в Коломне малой серией. Применение односекционных тепловозов по сравнению с двухсекционными той же мощности позволило бы значительно снизить ремонтные и эксплуатационные расходы[3][4].

Для перспективной замены двухсекционных тепловозов 2ТЭП60 новыми односекционными тепловозами аналогичной мощности ещё в 1976 и 1977 годах Коломенский завод построил два шестиосных тепловоза ТЭП75 с двигателем мощностью в 6000 л.с. вместо 4000 л.с. у ТЭП70, на базе конструкции которого он был создан. Из-за слишком большой массы дизель-генератора тепловоз ТЭП75 массой 147 т имел слишком высокую осевую нагрузку в 24,5 т против 22,5 т у ТЭП70, ввиду чего оказывал чрезмерно сильное воздействие на путь, особенно при высоких скоростях. При этом на нём отсутствовал реостатный тормоз, установка которого увеличила бы вес тепловоза ещё сильнее. Поэтому серийное производство таких тепловозов не было начато[5][6].