ТЭ125


ТЭ125 (проектное обозначение серии — 140) — опытный советский шестиосный пассажирский тепловоз мощностью по дизелю 4000 л.с. По конструкции был унифицирован с тепловозами семейства ТЭ109 (главным образом, с ТЭ129).

В середине 1960-х гг. рост веса пассажирских поездов привёл к тому, что на некоторых неэлектрифицированных направлениях дороги вынуждены были использовать двухсекционные тепловозы 2ТЭП60 (например Уральск — Саратов — Тамбов — Мичуринск). Однако часто эти локомотивы не до конца использовали свои возможности, а удвоенный сцепной вес только повышал эксплуатационные расходы. Тогда в главном управлении тепловозостроения министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения началась разработка технического задания на магистральный тепловоз мощностью 4000 л.с. с четырёхтактным дизелем и с электрической передачей переменно-постоянного тока и с унифицированной экипажной частью только появившегося тепловоза ТЭ109 (тема Г68.4.07.011). 4 сентября 1968 года Заместитель министра тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения Эйсмонт А. утвердил техническое задание на проектирование тепловоза. 15 сентября 1975 года Заместитель Министра тяжёлого и транспортного машиностроения Матвеев Е. С. утвердил уточняющее изменение № 1.

В 1976 году Ворошиловградский завод представил технический проект, выполненный в объёме, указанном в ведомости технического проекта 2132.00.00.000ТП на тепловоз мощностью 4000 л.с. в секции с опорно-рамным подвешиванием ТЭД для экспортных поставок, с четырёхтактным дизелем типа 2-5Д49 и электрической передачей. 2 июня этот проект был утверждён Матвеевым Е. С.

В 1978 году (встречаются данные, что в 1974) завод выпустил опытный шестиосный пассажирский тепловоз, которому присвоили полное обозначение ТЭ125-001. После пробега в 500 тысяч километров и завершения таким образом эксплуатационных испытаний, тепловоз передали для стендовых испытаний во Всесоюзный Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта.

Несмотря на унификацию (кузов, силовая установка, рамы тележек) с ТЭ129, новый тепловоз имел и существенные отличия:

Дизель-генераторная установка ТЭ125, как и ТЭ129, состояла из дизеля 2-5Д49 (16ЧН26/26) мощностью 4000л.с. при 1000об/мин, и синхронного тягового генератора ГС-501АУ2, соединённых пластинчатой муфтой. Система охлаждения дизеля двухконтурная. Тяговые электродвигатели ЭД-121 питались через выпрямительную установку УВКТ-5. Привод  тормозного компрессора, а также вентиляторов холодильной камеры, ТЭД и выпрямительной установки – электрический, вентилятора охлаждения генератора – механический от вала дизеля.[2]