Масса поезда


Вес поезда (масса поезда) — один из важнейших показателей, влияющих на эффективность работы железной дороги. Вес поезда определяет провозную способность линий, себестоимость и экономичность перевозок, а также удельный расход топлива или электроэнергии (для ЭПС) на тягу поездов.

Различают вес брутто и нетто. Вес брутто определяется сложением веса локомотива, веса тары вагонов и собственно веса груза или пассажиров. Вес нетто — сложением веса локомотива и веса тары вагонов.

Предварительные расчёты позволяют прежде всего определить максимальный вес поезда, который сможет провести заданный локомотив по заданному перегону, работая в нормальном режиме. Благодаря этому можно сформировать поезда такого веса, чтобы снизить до минимума удельный расход топлива и более полно использовать тяговые параметры локомотива, при этом не перегружая его. Расчёт прежде всего производится по расчётному подъёму, чаще всего самому крутому. В этом случае вес поезда определяется по следующей формуле:

 — расчётная сила тяги локомотива, Н;  — весы соответственно локомотива и состава, т;  — удельные сопротивления движения соответственно локомотива и состава, Н/кН;  — расчётный подъём, ‰: м/с² — ускорение свободного падения. Удельное сопротивление движению определяют по формуле:

v — скорость движения, м/с; A, B, C — коэффициенты, зависящие от типа пути (звеньевый или бесстыковой) и вида подвижного состава, а для тягового подвижного состава — ещё и от режима движения (тяга или выбег) (например, для ЭР2: в режиме тяги по бесстыковому пути. A = 1,1, B = 0,01, C = 0,000227, для звеньевого пути — А = 1,1, В = 0,012, С = 0,000267).