Тавроктония


Тавроктония — в митраизме священный акт заклания быка Митрой. В виде фрески, скульптуры или рельефа её изображение можно увидеть в каждом храме культа Митры, митреуме. Таким образом, тавроктония является важнейшим мотивом митраистской иконографии, наряду с рождением Митры и его отожествлением с Солнцем-Гелиосом. Изображение тавроктонии следовало строгим каноническим правилам, разработанным в скульптурных мастерских Древнего Пергама около 200 года до н. э.

Митра представлен юношей, облачённым в римскую тунику, длинные штаны и фригийский колпак. Преклонив колена перед лежащем, умерщвляемым им быком, левой ногой он опирается на его спину. При этом Митра левой рукой прижимает голову животного книзу, а правой убивает его ударом кинжала в спину. При этом Митра отворачивает своё лицо от быка — по аналогии, как Персей это делает при убийстве горгоны Медузы. Те статуи, на которых Митра обращён лицом к быку, являются позднейшими реконструкциями более ранних скульптур, созданными в эпоху Возрождения. Из хвоста быка произрастают пшеничные колосья. На фресках бык всегда вырисован белой краской, фригийский колпак Митры — красной. Плащ Митры часто декорирован как изображение звёздного неба.

Кроме самого Митры и быка на сценах тавроктонии можно увидеть и другие образы и фигуры. Это ворон, скорпион, змея, собака, иногда также лев и чаша-кратер. Собака и змея пьют кровь из раны умирающего быка, скорпион жалит его в мошонку. Из раны льётся кровь и иногда сыпется зерно. Кроме животных, изображаются две фигуры с факелами, Кавт и Кавтопат. Первый несёт факел поднятым кверху, другой — опущенным книзу. Оба одеты так же, как и Митра и у обоих стоящих образов ноги скрещены между собой. Над самим Митрой в звёздном небе видны Сол-Солнце и Луна.

Согласно митраистской мифологии, Митра преследует некоего быка, догоняет его и на плечах относит в пещеру, где приносит животное в жертву, имеющую целью обновление мира. Из пролитых крови и семени быка происходит возрождение земли и всей на ней жизни. Бельгийский историк Франц Кюмон (Franz Cumont) в своих работах по митраизму от 1896 и 1899 годов (см. литературу) рассматривает образы животных в сцене жертвоприношения Митры как проявления древнеиранского культа. Кавт и Кавтопат традиционно символизируют восход и заход солнца, лето и зиму, жизнь и смерть.