Фригийский колпак


Фриги́йский колпа́к (также фракийский) — головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса).

Колпак послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор — символ свободы[1]. Исследователями отмечалась культурная преемственная взаимосвязь фригийского колпака с курхарсом — национальным женским головным убором ингушей[2].

Был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался пилеус (pileus). Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти: изначально — бедренная часть шкуры животного, завязанная или зашитая с узкой стороны[источник не указан 2452 дня].

Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображён на реверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччо после убийства Джулиано Медичи в 1478 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.

Изображения встречаются на некоторых древнеримских памятниках — в частности, в некоторых сюжетах на знаменитой колонне Траяна. Похожие головные уборы носили киммерийцы[3] и скифы, их можно видеть на греческих изображениях скифов, в частности, на знаменитой золотой скифской гривне, выполненной в древности греческими мастерами для продажи в Скифию.

Во время Великой французской революции pileus часто отождествляли с фригийским колпаком, который изображался частью костюма мифологических героев из Азии: Париса или пришедших к младенцу Христу волхвов. Он мягкий и имеет свисающую верхушку.