Таможенный союз между Европейским союзом и Турцией


Таможенный союз между Европейским союзом и Турцией — таможенный союз, созданный 31 декабря 1995 года между Европейским союзом (ЕС) и Турцией решением Совета ассоциации ЕС-Турция (создан по договору 1963 года), принятым 6 марта 1995 года и вступившим в силу.

Союз исключает какие-либо таможенные ограничения при пересечении товарами границы Турецкой республики с государствами ЕС. Таможенный союз в его нынешнем виде не охватывает такие важные сферы экономики, как сельское хозяйство (к которым применяются двусторонние торговые льготы), услуги или государственные закупки[1][2].

В 1996 году между Турцией и Европейским союзом была создана зона свободной торговли для продукции, охватываемой Европейским сообществом угля и стали. Решение 1/98 Совета Ассоциации регулирует торговлю сельскохозяйственной продукцией между странами. В дополнение к обеспечению общего таможенного регулирования, Таможенный союз предусматривает, что Турция должна привести своё законодательство в нескольких ключевых областях экономики в соответствие с правовой концепцией ЕС «Acquis communautaire» — особенно в отношении промышленных стандартов.

Основной экспорт Турции в ЕС и импорт из ЕС является преимущественно промышленным: до 95 % от всего импорта и экспорта. С 1996 года валовой внутренний продукт Турции увеличился в 4 раза, что делает страну одной из самых быстрорастущих экономик мира. Однако в то же время (в период 1995—2008 годов) дефицит внешней торговли Турции со странами ЕС увеличился в 2 раза — и в 6 раз, с невходящими в ЕС странами остального мира. Таможенный союз считается важным фактором, приведшим к обоим этим событиям. Некоторые эксперты указали на «порочный круг», в котором прибыль, полученная от импорта, используется для покупки сырья и сборных деталей в Европе: по их мнению, это показывает, что Турция зависит от европейского сырья и комплектующих.

Некоторые из комментаторов даже утверждали, что сам договор о Таможенном союзе похож на договор о капитуляции Османской империи после Первой мировой войны: он также давал экономические и политические полномочия «союзу» (Антанте, в данном случае — ЕС), в котором подписавшая сторона (Османская империя, сегодня — Турция) не являлась членом. В частности, критики отмечали, что Турция, приняв протокол таможенного союза, давала ЕС право «манипулировать» внешнеэкономическими отношениями государства; страна также соглашалась по умолчанию на все соглашения между ЕС и любой страной вне ЕС (то есть — со всеми остальными странами мира; 16-я и 55-я статьи договора). Турция, вступив в Таможенный союз, соглашалась не заключать никаких договоров с какой-либо страной, не входящей в ЕС, без ведома европейской организации: в противном случае ЕС имел бы право вмешиваться в подобные соглашения и аннулировать их (56-я статья).

Особо отмечалось, что, войдя в союз, Турция соглашалась полностью подчиняться всем законам и решениям Европейского Суда, в котором не было и нет ни единого турецкого судьи.