Тандер-Бей (город)


Тандер-Бей (англ. Thunder Bay) — город в Канаде, в западной части провинции Онтарио, на северном берегу озера Верхнего в устье реки Каминистиква (Каминистикиа)[1].

Тандер-Бей был образован в 1970 году в результате объединения городов Форт-Уильям и Порт-Артур и прилегающих тауншипов  (англ.) Нибинг и Макинтайр[2]. На момент объединения каждый из обоих городов имел около 50 тысяч жителей. В период после объединения рост населения был медленным[3].

Тандер-Бей отличается очень высоким в сравнении со средним по стране уровнем преступности[4]. Он лидирует среди крупных городских образований Канады по количеству убийств на душу населения и считается «столицей убийств»[5]. Другой проблемой являются грабежи, вызванные растущей наркоманией[4].

До прихода европейцев на северном побережье озера Верхнее жили общины Оджибве. В XVII веке сюда приходят французские торговцы пушниной. В 1679 году французы построили форт Каминистигуайан на реке Каминистиква, но позднее он был покинут. Постоянное поселение здесь появилось в 1803 году, когда Северо-Западная компания построила Форт-Уильям. В начале XIX века он был центром канадской торговли пушниной, но после объединения Северо-Западной компании с Компанией Гудзонова залива его значение ослабло[3]. К середине века основной отраслью региона стала добыча полезных ископаемых — меди, золота, серебра[2].

В это время Канада стала проявлять интерес к экспансии на запад. Инженеру Саймону Доусону было поручено обустройство пути в Форт-Гарри, ныне Виннипег. Устье реки Каминистиква не годилось для навигации, и отправной точкой для «дороги Доусона» было выбрано находившееся к северо-востоку от Форт-Уильяма «Депо» — с 1805 года служившее местом высадки кораблей. В 1870 году полковник Уолсли, прибывший для подавления восстания на Ред-Ривере, переименовал Депо в Гавань Принца Артура в честь третьего сына королевы Виктории[2]. Благодаря лучшим докам и открытию серебра Гавань Принца Артура быстро переросла своего соседа, а 1884 году она была переименована в Порт-Артур. Начавшееся в 1875 году в Форт-Уильяме строительство Канадской тихоокеанской железной дороги вдохнуло в него новую жизнь, вызвав приток рабочих и иммигрантов, но также вызвало продолжительное недоверие и соперничество между поселениями[3].

С упадком добычи серебра в конце века ведущей индустрией стала лесозаготовка. Брёвна с помощью лошадей доставлялись к речным берегам, откуда сплавлялись к расположенным на побережье озера Верхнее лесопилкам. В 1882 году была завершена первая железнодорожная линия с запада, и увеличивающийся поток перевозок зерна привёл к процветанию Форт-Уильяма. Через 2 года был построен первый элеватор, а к 1920-м порты региона имели самые большие зернохранилища в Северной Америке[2].