Танец в Буживале


«Та́нец в Бужива́ле» (фр. Le Bal à Bougival, англ. Dance at Bougival) — картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919) в 1883 году. Она является частью собрания Музея изящных искусств в Бостоне (инв. 37.375). Размеры — 181,9 × 98,1 см[1].

Буживаль — западное предместье Парижа (вниз по течению Сены) — во второй половине XIX века стало излюбленным местом отдыха не только парижан. В год написания картины там умер Иван Тургенев, который пережил в Буживале самые прекрасные годы своей любви[2]. В наше время Буживаль называют «колыбелью импрессионизма», поскольку, кроме Ренуара, здесь работали на пленэре и другие видные импрессионисты (Моне, Сислей).

В 1883 году Ренуар написал три картины, изображающие танцующие пары — «Танец в городе», «Танец в Буживале» (т.е. в предместье) и «Танец в деревне». Эти картины как бы персонифицируют и приближают к зрителю сюжет, использованный в более ранней картине художника «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) — но теперь вместо множества танцующих пар художник в каждой картине концентрируется на одной паре, выписывая её во всех подробностях[3][4].

В картине «Танец в Буживале» женщина повёрнута лицом к зрителю, в то время как верхняя часть лица мужчины закрыта полями его соломенной шляпы, так что видна только нижняя часть с бородой и усами. На заднем плане видны деревянные столики кафе и сидящие за ними люди. Фоновое изображение смазано, и это помогает передать ощущение «кружащегося» вокруг танцоров мира.

Женщина, позировавшая для картины — Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon, настоящее имя Мари-Клементина Валадон), в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей[3][4]. Исследования, проведённые с помощью рентгеновской радиографии и инфракрасной рефлектографии, показали, что изначально для картины позировала другая, более полная женщина — возможно, Алина Шариго (фр. Aline Charigot), будущая жена Ренуара, которая была моделью для картины «Танец в деревне»[5].

Позирующим мужчиной, вероятно, был Поль Лот (Paul Lhôte)[6] — близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель[7]. Существует и другая версия — то, что Ренуару позировал Ипполит-Альфонс Фурнез (Hippolyte-Alphonse Fournaise), сын владельца ресторана Фурнез в Шату[5].