Тарантул (балет)


«Тара́нтул» (фр. La Tarentule) — двухактный комедийный балет-пантомима Жана Коралли на музыку Казимира Жида[фр.] по либретто Эжена Скриба. «Тарантул» стал последним из балетов композитора, написанных специально для Фанни Эльслер. Остальные партии исполнили Жозеф Мазилье, Ипполит Барре[фр.] и мадам Ролан. Декорации — Леона Фошера[фр.], Шарля Сешана, Жюля Дитерля[фр.] и Эдуара Деплешена, костюмы по эскизам Поля Лормье[фр.].

Премьера состоялась 24 июня 1839 года в Париже, в Королевской академии музыки на сцене Театра Ле Пелетье. Спектакль имел успех: по свидетельству критика Леона Эскюдье «Театр аплодировал, весьма горячо аплодировал»[1].

Из всех номеров особо выделялась тарантелла с кастаньетами, исполняемая героиней. Эта тарантелла Фанни Эльслер завоевала публику и соперничала в популярности с её же качучей из «Хромого беса» и мазуркой из «Цыганки». «После качучи и краковянки м-ль Эльслер поняла, что преуспевает только в характерных танцах, где страсть возносит её над грацией и лёгкостью. Новое создание танцовщицы дополняет эту хореографическую трилогию, составляющую её нераздельную собственность… Обольстительная танцовщица поняла, что ей не следует сражаться с воспоминаниями о Тальони; она создала жанр, отвечавший её собственной природе» — писал Леон Эскюдье. «Отныне тарантелла встанет рядом с качучей и краковянкой» — вторил ему Теофиль Готье[1].

Весь балет был задуман ради этой тарантеллы Эльслер, которая стала кульминацией балета. Согласно остроумной рецензии Леона Эскюдье, появление спектакля началось с того, что директор Оперы Дюпоншель[фр.] потребовал от Скриба перечислить ему «все виды пауков, известные со времён Ноева ковчега»; когда же тот дошёл до тарантула, от укуса которого излечивает пляска, он воскликнул: «Довольно! Немедленно найдите в окрестностях Неаполя сварливую маменьку, старого шарлатана, ревнивого влюблённого, юную девицу. Замесите туда тарантула, и мой балет готов», вслед за чем «Господин Скриб, чья сговорчивая фантазия не отступает даже от невозможного, принялся ткать либретто, предназначенное для мадемуазель Эльслер»[2][1].

Критик делал вид, что ему никак не выбраться из паутины сценария — «даже при посредстве entrechats, ronds de jambe и pirouettes». Как утверждала историк балета В. М. Красовская, Скриб в этом балете перещеголял сам себя по части бессмыслиц; мало того, с его лёгкой руки сценаристы получили право снабжать балетный театр каким угодно вздором[1].

Героиня балета Лауретта (Фанни Эльслер) соглашалась стать женой доктора Омеопатико чтобы спасти своего возлюбленного Луиджи (Жозеф Мазилье), ужаленного тарантулом, Оставшись наедине со стариком, она делала вид, будто её также ужалил тарантул, и плясала, не подпуская его к себе.