Эльслер, Фанни


Фа́нни Э́льслер (нем. Fanny Elßler, урожд. Franziska Elßler; 23 июня 1810[1][2][…], Гумпендорф[вд][3] — 27 ноября 1884[1][2][…], Вена[4][3]) — австрийская танцовщица, младшая сестра Терезы Эльслер. Одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони; прима-балерина Парижской оперы в 1834—1840 годах.

Искусство танца Фанни Эльслер изучала вместе со старшей сестрой Терезой в балетной школе при Венском Бургтеатре. Впервые вышла на сцену в 1824 году в театре Сан Карло в Неаполе. Здесь балерина познакомилась с принцем Салернским Леопольдом, сыном неаполитанского короля Фердинанда IV. От их связи Фанни родила сына Франца. В 1829 году она познакомилась с Фридрихом фон Генцем, секретарём министра Клеменса фон Меттерниха, который был старше её на 46 лет, и жила с ним вплоть до смерти Генца в 1832 году. Генц серьёзно занимался воспитанием и образованием молодой женщины, её обучением иностранным языкам, оказывал ей всестороннюю поддержку.

Громкий успех пришёл к Фанни Эльслер в 1830 году в Берлине, а затем в Париже и подкреплён был её последующими турне по Европе, Северной Америке и Кубе (1840—1841),

В сентябре 1834 года Эльслер выступила с балетным театром Королевской музыкальной академии (сегодня известный как Парижский оперный балет), в котором у неё были определённые сомнения в связи с превосходством Марии Тальони на этом этапе[5]. Тем не менее, Эльслер и Тальони были исключительно разными танцорами, и руководство Оперы увидело в этом возможность повысить конкуренцию, наняв Эльслер. Тальони была известна как баллонная танцовщица, умеющая с легкостью совершать прыжки. Эльслер же отличалась её точностью, с которой она выполняла маленькие, быстрые шаги. Танец Эльслер был известен как «тактический танец» (danse tacquetée), однако результаты её выступлений стали ещё одним триумфом для Эльслер и временным затмением Тальони. Тальони, хотя и была лучше в артистизме, но по личному обаянию в тот момент не могла соперничать с Эльслер. Это было заметно в испанской Качуча (Cachucha), при исполнении которой Эльслер затмила всех своих соперниц[5].

В 10 октября 1848 года дебютировала на сцене Санкт-Петербургского Большого театра в балете «Жизель». Сначала выступление было принято публикой достаточно сдержанно. В полной мере талант Фанни раскрылся в следующих балетах «Мечта художника» и «Тщетная предосторожность». После Санкт-Петербурга танцовщица переехала в Москву — город, которой по её словам, ей больше нравился, продолжив выступать на столичных сценах до 1850 года.[6]

Исполняла партии в балете «Хромой бес» Казимира Жида, партии Лизы («Тщетная предосторожность» Луи Герольда), Эсмеральда («Эсмеральда» Цезаря Пуни).