Илийские уйгуры


Илийцы, кульджинцы (уйг. илилиқлар‎ или ғулҗилиқлар; устаревшее название таранчи) — крупная этнографическая группа (юрт) уйгуров. Говорят на илийском говоре центрального диалекта новоуйгурского языка. Антропологически относятся в большинстве к смешанному южносибирскому типу, встречаются также представители памиро-ферганского типа европеоидной расы. в основном проживают в Илийском крае, а также составляют большинство среди уйгуров Центральной Азии (Алматинская, Жетысуская области Казахстана и Прииссыкулье в Киргизии), также широко расселены по региону, в г. Урумчи, Более двух миллионов таранчи находятся в США, Турции, странах Евросоюза, Саудовской Аравии, Австралии и Канаде.

Таранчи (от слова «тары» — просо) — средневековый термин, употреблявшийся для обозначения оседлых мусульманских земледельцев китайской области Кульджа в современном СУАР, в особенности тех, кто имел тюркское или тюркско-монгольское происхождение. В некоторых источниках термин стал употребляться и по отношению ко всем земледельческим мусульманским народам тюркско-монгольского происхождения всей Средней Азии, так как в переводе с чагатайского языка попросту означает «земледелец», «крестьянин».

Существуют две основные версии появления уйгуров в Илийской долине. Одна из них автохтонная, вторая, что илийские уйгуры являются потомками переселенцев из Кашгарии (в период с XVII по XIX вв.). Скорее всего часть илийцев имеет автохтонное происхождение, а часть является потомками мигрантов из Кашгарии.

Илийский край исторически был регионом сосуществования кочевых и оседлых этнических групп. Известно, что с периода Караханидского государства (10-13 века) в Илийской долине были крупные поселения и города, такие как Илибалык, Алмалык[1][2][3], население которых было тюркского происхождения и занималось земледелием, скотоводством.

Страна обладает городами и селениями. Часть халлухов — охотники, часть — земледельцы, а часть — пастухи[4]

По сведениям русского этнографа Н. Н. Пантусова, в Илийской долине жили шейхи таранчей, которые были потомками шейхов, обративших в Ислам Туглук Тимур-хана (14в), они следили за мазарами, владели тазкирой (родословной и биографией) местных святых и чагатайских ханов[3].