Тартюф (спектакль MXAT, 1981)


«Тартюф» — спектакль в двух действиях Московского Художественного театра, поставленный Анатолием Эфросом в 1981 году.

Для постановки одной из самых популярных комедий Мольера Анатолий Эфрос использовал перевод Михаила Донского[1]. В процессе работы над спектаклем он писал: «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Я вижу артиста, который сумел бы хорошо всё это сыграть, — Смоктуновского. А может быть, ещё Любшин? У них, мне кажется, есть эти страшноватые краски. Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать»[2].

Премьера «Тартюфа» состоялась 10 октября 1981 года; в заглавной роли дебютировал на мхатовской сцене Станислав Любшин. В этом ярком, смешном и умном спектакле, по свидетельству критика, оживало вахтанговское начало, ключом к нему стали слова госпожи Пернель: «Да это не семья, а сумасшедший дом!»[3]. Полный опасных аллюзий, спектакль на протяжении 80-х годов шёл на сцене МХАТа с неизменным успехом. В 2004 году, когда в МХТ им. Чехова состоялась новая постановка «Тартюфа», московский критик отмечал: «Это раньше, лет двадцать назад, на репетициях Анатолия Эфроса всё выясняли, в каком состоянии выходит Оргон, каковы все повороты и подводные камни беседы Марианны с Валером. Тот спектакль был очень смешной, но очень легкий и умный. Каждая роль была построена, каждый миллиметр пространства обжит. Смешное рождалось из точного. Теперь все сложности отброшены ради самого простого…»[4].

В 1989 году «Тартюф» был записан для телевидения; из участников премьеры в телеверсии отсутствуют Ангелина Степанова, к тому времени покинувшая сцену, и Юрий Богатырёв[3], ушедший из жизни в начале 1989 года; госпожу Пернель, мать Оргона, играет Р. Максимова, а Клеанта — Сергей Десницкий.

Действие происходит в Париже, в доме почтенного отца семейства Оргона. Здесь путём хитрости и лицемерия поселяется некто совершенно посторонний — нищий проходимец Тартюф.

Тартюф постепенно вытесняет из сердца Оргона ближайших родственников; напрасно те пытаются доказать ему, что Тартюф не тот, за кого себя выдаёт, — Оргон слеп и глух к очевидному. Любой, кто не боготворит его гостя, — порочен и несусветно глуп. А Тартюф днём и ночью ходатайствует перед небом за всех грешников, поэтому всё, что он осуждает, осуждения достойно. Он становится препятствием между дочерью Оргона и её женихом, так как Оргон видит в роли её будущего мужа своего любимца. Несмотря на чрезмерно преувеличенную, неестественную преданность Тартюфа христианским добродетелям, Оргон не перестаёт восхищаться им. Маска с Тартюфа сползает лишь тогда, когда Оргон, назло семье, неосмотрительно переписывает на него дом и все капиталы, лишая при этом наследства собственного сына.