Татарская литература


Татарская литерату́ра — литературные произведения татарского народа и людей другой нации, воспитанных в традициях татарского народа.

Татарская литература имеет древнюю историю. До внедрения книгопечатания древние татарские книги, написанные арабской графикой, переписывались от руки. Широко распространялись рукописи Корана, другой духовной литературы, учебные книги. Наивысшего развития татарская рукописная книга достигла в период расцвета татарской государственности — в XIV—XVI веках.[1]

Сейчас множество экземпляров татарских рукописных книг хранятся в фондах библиотек и музеев Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы, в меньшей степени — Астрахани, Тюмени, Средней Азии, Турции и других стран, однако существует проблема недостатка исследований в этой области, переводов, оцифровки[2].

Нужно отметить, что в Средневековье в татарских государствах литература других тюркских народов считалась «своей», например произведения суфийских поэтов Туркестана Ахмеда Ясfви и Сулеймана Бакыргани (XII век)[3].

Одним из самых ранних известных нам и произведений национальной татарской литературы считается, написанное в начале XIII века известным поэтом Кул Гали, поэтическое произведение «Кысса-и-Йусуф»[2].

В первой половине XVI века, когда культура Казанского ханства переживала расцвет, творили такие авторы как Мухаммедьяр, Гарифбек, Кул Шариф и другие. Казанский хан Мухаммед Эмин, бывший также и поэтом, оставил стихи, в которых в гневных тонах описывает Тамерлана из-за разрушение им Булгара. Перу Мухаммедьяра принадлежат поэмы «Тухфаи мардан» («Дар мужей») и «Нури содур» («Свет сердец»), в которых он воспевает справедливость и милосердие.