Теерлинк, Левина


Левина Теерлинк, урождённая Бенинг (Levina Teerlinc, в документах XVI века также Tarling[5]; 1515[6] или ок. 1520[7], Брюгге — 23 июня 1576, Лондон) — фламандская художница, миниатюристка при дворах четырёх правителей Англии — Генриха VIII, Эдуарда VI, Марии I и Елизаветы I[7].

Левина Бенинг, старшая из пяти дочерей фламандского художника Симона Бенинга и внучкой Кэтрин ван дер Гус, училась живописи у отца и у Джулио Кловио[9] и к концу 1530-х годов получила признание как мастер миниатюры[7].

В 1545 году она вышла замуж за Георга Теерлинка; в том же году супруги уехали в Лондон по приглашению короля Англии Генриха VIII[7]. Теерлинк заняла при дворе место умершего в 1543 году Ганса Гольбейна; её жалованье в 40 фунтов в год (больше гольбейновских 33 фунтов[10]) считалось непревзойдённым для человека её профессии до конца XVI века[7]. Также как и её предшественница при английском дворе Сюзанна Хоренбут, Теерлинк числилась «придворной дамой Тайного Совета», её муж — протеже Уильяма Парра — служил в личной охране Генриха VIII и Елизаветы, и по совместительству управлял «семейной фирмой»[11]. У Левинны и ее мужа был единственный сын по имени Маркус.

Католичка Мария I, правившая в 1553—1558 годы, заказывала Теерлинк миниатюры для духовных книг[9]. С воцарением Елизаветы I в 1558 положение Левины укрепилось: королева ценила её работы, и неоднократно заказывала ей одиночные и групповые портреты[7]. По эскизу Теерлинк была выполнена первая государственная печать Елизаветы. Каждый год, перед рождеством, Теерлинк писала для Елизаветы картину — новогодний подарок[7]. Семья Теерлинк заработала в Лондоне состояние, а в 1566 году получила английское гражданство[7] и герб[12].

Левина была единственной женщиной-художницей при дворе Генриха VIII. В 1559-м году ее назначили учительницей живописи дочери короля при испанском дворе.

Круг сохранившихся работ Теерлинк определён лишь косвенным путём, по архивным документам[9]. Они свидетельствуют, что Теерлинк выполнила множество портретов, проектов печатей, монет, книжных гравюр и иллюстраций, вероятно — эскизов костюмов и вышивки[13], но надёжная атрибуция её авторства затруднена: художница не подписывала свои миниатюры[7][9]. Не сохранилось и достоверно атрибутированных портретов или автопортретов её самой[7]. Предположительно, автопортретом может являться портрет «неизвестной дамы» с украшениями в форме игральных костей, в которых, возможно, зашифрована фамилия Teerlinc[7]. Предположительно, имеются записи о том, что ее руке принадлежали различные портреты Елизаветы I в 1559, 1562, 1563, 1564, 1567 годах («портрет в полный рост»), 1568 году («с рыцарями ордена»), 1575 («с другими персонажами») и 1576. Исследователи полагают, что многие ее работы погибли во время пожара в Уайтхолле.