Тезисы о Фейербахе


«Тезисы о Фейербахе» (оригинальное название — нем. Thesen über Feuerbach) — рукописная работа Маркса из 11 тезисов о Людвиге Фейербахе, где высказана мысль о ведущем значении в жизни общества революционной практики[1].

Написана Марксом примерно в апреле 1845 года в Брюсселе в виде заметок в записной книжке, как набросок к будущей разработке идей в первой главе («Фейербах») «Немецкой идеологии»[1]. Первоначально была озаглавлена «К Фейербаху».

Тезисы впервые опубликованы в рецензии Энгельса в 1888 году как приложение к работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»[1]. По содержанию «Тезисы о Фейербахе» примыкают к «Немецкой идеологии». В сжатой форме Маркс формулирует в работе кардинальные положения новой философии. Центральная идея тезисов — разработка понятия практики, что требовало материалистического понимания истории[1]. Основные положения такого понимания и изложены в тезисах[1]:

Вопреки сложившемуся стереотипу важнейшим из тезисов является первый (в котором по существу и заложена вся философия Маркса), а не последний. Гегель видел диалектику способом мышления абсолютного духа (Бога), а историческое развитие природы и общества его воплощением. Младогегельянцы показали самопротиворечивость такой позиции, когда из одних и тех же посылок одним и тем же способом можно было прийти к противоположным результатам, а Маркс — материалистическую связь между историей и идеологией.

Согласно Марксу началом и двигателем истории является не мышление абсолютного духа (Бога), а революционная практика, то есть человеческая деятельность, раз за разом прорывающаяся через противоречия материального мира. Диалектический метод оказывается способом понимания противоречий в реальности и их рационального, а не стихийного разрешения.

Отмечая, что именно идеализм в прошлое время отстаивал «деятельную сторону», то есть активность субъекта в процессе его взаимодействия с объектом, Маркс вскрывает порочность идеалистического понимания деятельности. С этих позиций он критикует исторический идеализм Фейербаха и по-новому ставит проблемы гносеологии и подвергает критике весь «предшествующий» материализм, указывая на не-активность и созерцательность как на главный недостаток.