Тейхмюллер, Густав


Гу́став Тейхмю́ллер (нем. Gustav Teichmüller, 19 ноября 1832, Брауншвейг — 22 мая 1888, Дерпт) — немецкий философ-идеалист и историк философии, профессор Юрьевского университета, создатель философской доктрины персонализма[2], именуемой также спиритуализмом[3] или панпсихизмом[4]. Оказал влияние на развитие философии в России, где явился основателем Юрьевской философской школы[5].

Густав Тейхмюллер родился в Брауншвейге в семье офицера, закончил местную гимназию. В 1852 году поступил в Берлинский университет, где под руководством профессора А. Тренделенбурга изучал античную философию. В 1856 году получил степень доктора философии в Галле, занимался частным преподаванием. В 1858—1859 годах, состоя домашним учителем в семье прусского посла в России генерала Вертера, преподавал древние языки в петербургской школе Св. Анны. В Петербурге женился на одной из своих учениц, которая, однако, вскоре по выезде за границу умерла[6]. В 1860 году покинул Россию, был приват-доцентом в Гёттингене, где познакомился с Р. Г. Лотце, оказавшим влияние на его философские взгляды[2]. С 1867 года был профессором в Гёттингене, с 1868 — в Базеле, был избран деканом философского факультета. В 1870 году был приглашён на должность профессора в Дерптский университет, где преподавал до конца жизни. Скончался в 1888 году в Дерпте.

В период работы в Дерпте Тейхмюллер написал свои основные философские сочинения и создал свою оригинальную философскую систему. Здесь у него сложился круг последователей, который иногда называют Юрьевской философской школой. В число его учеников входили Е. А. Бобров, В. Ф. Лютославский, Я. Ф. Озе и другие[2]. Идеи Тейхмюллера получили признание главным образом в России, где оказали влияние на таких мыслителей, как А. А. Козлов, С. А. Аскольдов, Н. О. Лосский и В. С. Шилкарский[5].

Как историк философии, Тейхмюллер выделял четыре основных философских направления: позитивизм, материализм, идеализм и четвёртое, основателем которого он считал Г. В. Лейбница и которое называл персонализмом; к этому последнему направлению он причислял и себя. Значительная часть сочинений Тейхмюллера посвящена критике трёх других философских направлений, основанных, по его мнению, на неправильном толковании понятия бытия[7].