Бобров, Евгений Александрович (философ)


Евге́ний Алекса́ндрович Бобро́в (24 января [5 февраля1867, Рига12 марта 1933, Ростов-на-Дону) — русский религиозный философ, историк философии и литературы, педагог. Ученик Густава Тейхмюллера, представитель Юрьевской философской школы. Свою философскую доктрину называл «критическим индивидуализмом».

Происходил из семьи, несколько поколений которой были потомственными иконописцами[1]. Его отец стал землемером.

Окончил с золотой медалью Екатеринбургскую гимназию, затем учился в Казанском, а потом (с 1885) в Дерптском университете, который закончил по философскому и историко-филологическому отделениям. В Дерптском университете слушал лекции профессора Г. Тейхмюллера, ставшего его главным учителем; собственное учение Боброва представляет собой лишь развитие его идей[2]. В 1889 году Бобров под руководством П. А. Висковатова защитил диссертацию на степень кандидата русской словесности о творчестве Д. В. Веневитинова; в 1890 году стал кандидатом философии за диссертацию «Beitrage zur personalistischen Gezellshaftslehre/ Speculative Forlesungen» («К персоналистическомуучению об обществе. Спекулятивное прочтение») и членом Московского психологического общества.

С 1893 года он был доцентом по кафедре философии Юрьевского университета, защитив диссертацию «Искусство и нравственность»; в 1895 защитил магистерскую диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности», получив ещё и место преподавателя на кафедре всеобщей литературы[3]. С 1896 года был профессором философии в Казанском, а с 1903 — в Варшавском университете. В 1915 году, в ходе эвакуации Варшавского университета, переселился в Ростов-на-Дону; с 1917 года был заслуженным профессором философии в Донском, а затем Северо-Кавказском университете. Скончался от сердечной недостаточности в Ростове-на-Дону 12 марта 1933 года.

Философское учение Боброва наиболее подробно изложено в его трудах «О самосознании» (1898), «О понятии бытия» (1898), «Из истории критического индивидуализма» (1898) и в фундаментальном труде «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900)[2].