Телефонная сигнализация


Телефонная сигнализация (англ. signaling) в телекоммуникациях — техническое средство для взаимодействия различных устройств друг с другом в рамках обеспечения процедур установления, поддержки и завершения соединения, а также согласования различных параметров, связанных с соединением и передачей данных.

На заре телекоммуникационных технологий телефонный вызов абонента осуществлялся посредством ручной коммутации специалистом-телефонистом, который и выполнял задачи сигнализации. Впоследствии появились декадно-шаговые коммутаторы, в рамках автоматических телефонных станций, где для набора номера использовались электрические импульсы. Импульсный набор можно считать первым видом автоматической телефонной сигнализации.

В современных телекоммуникациях широко распространено большое количество протоколов и стандартов сигнализации, призванных решать различные задачи взаимодействия телефонных устройств.

В случае если сигнализация обслуживает взаимодействие оконечного терминала абонента с телефонной станцией, её называют абонентской (или оконечной сигнализацией). Взаимодействие телефонных станций одного или разных операторов телефонной связи называют межстанционной сигнализацией[2].

Выделенная сигнализация подразумевает, что для управления (коммутации) каждого канала/сеанса связи существует выделенное обособленное сигнальное соединение. В общеканальных системах сигнализации общий канал сигнализации используется для обслуживания нескольких каналов передачи данных (голоса, видео, факсимильных соединений, sms и т.п.) одновременно.

В первом случае сигнализация передаётся теми же техническими средствами и способами, что и данные (т.е. сигнализация передаётся вместе с данными). Напротив, отдельная сигнализация подразумевает, что сигнализация и данные могут передаваться разными способами (технологиями) и даже разными путями (маршрутами), параллельно.