Тель-Гезер


Тель-Ге́зер (ивр. תל גזר‎) — древний ханаанский город-государство и библейский город в древнем Израиле, а также место раскопок между Иерусалимом и Тель-Авивом. Ныне является национальным парком, расположенным по соседству с кибуцем Гезер.

Гезер располагался на северной окраине местности Шефела, примерно в 30 км к западу от Иерусалима и находился на важном торговом пути из Египта в Месопотамию.

Первое письменное свидетельство о существовании Гезера относится ко времени правления фараона Тутмоса III (XV век до н. э.). В то время город подчинялся фараонам и платил им дань. Желая освободиться от слишком тяжёлых налогов, жители неоднократно поднимали бунты, которые вскоре подавлялись фараонами. На рельефах из храма Амона-Ра в Карнаке изображены пленники из Гезера, взятые во время похода в Сирию (1468 до н. э.)[1]. Надпись на могиле из храма Тутмоса IV гласит о пленниках из города, название которого реконструировано как Гезер[1].

Согласно Библии, Гезер был покорён Иисусом Навином, когда тот убил гезерского царя Горама[2]. Город отошёл левитам от надела колена Ефремова, которые, впрочем, не изгнали живших там ханаанеев, а мирно жили вместе с ними[3]. Затем город снова перешёл к египтянам. Египетский фараон Сусаким (Шешонк I) передал его царю Соломону в качестве приданого своей дочери (3Цар. 9:16). Соломон укрепил полученный город, сделав его столь же укреплённым, как Хацор и Мегиддо[4]. Вскоре после смерти Соломона Гезер был разрушен Сусакимом во время его похода против израильского царя Иеровоама в 924 году до н. э.[5]

В 1177 году близ Гезера произошла битва при Монжизаре, в которой крестоносцы под предводительством Балдуина IV победили войско Салах ад-Дина.

Первые раскопки начал французский археолог Шарль Клермон-Ганно в 1873—1874 годах. В 1905 и 1907 годах их продолжили Робертом Макалистером от имени Палестинского исследовательского фонда. Календарь из Гезера, найденный Макалистером в 1908 году, представляет собой один из древнейших образцов палеоеврейского письма (X век до н. э.). Однако в целом исследования Макалистера в Палестине признаются неудачными, прежде всего из-за низкого уровня проведения раскопок и небрежно составленных отчётов. Макалистер был единственным профессиональным археологом на этих работах, и поэтому поиск финансирования также был практически неразрешимой задачей.