Теон Александрийский


Тео́н Александри́йский (др.-греч. Θέων ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Theon; около 335 — около 405) — греческий[1] учёный-математик эпохи позднего эллинизма, философ и астроном, живший в Александрии, Египет. Он редактировал и упорядочивал «Начала» Евклида и писал комментарии к работам Евклида и Клавдия Птолемея. Его дочь Гипатия также прославилась как математик, астроном и механик. Согласно Суде, Теон был управителем Александрийской библиотеки.

Теон жил в Александрии в IV веке, преподавал астрономию и математику, заведовал знаменитой Александрийской библиотекой. О жизни Теона известно очень мало. Он делал предсказания и наблюдения солнечных и лунных затмений в 364 году, которые показывают, что он был активен в то время, и он, как говорят, жил во время правления Феодосия I[2].

«Суда», римская энциклопедия X века, называет Теона «человеком Мусейона»[3]. Школа Теона была исключительной, очень престижной и доктринально консервативной[4]. Ни Теон, ни его дочь Гипатия, по-видимому, не имели никаких связей с воинствующими ямвлихскими неоплатониками, которые преподавали в Александрийском серапеуме и вместо этого предпочитали плотиновский неоплатонизм[4].

Теон был отцом математика Гипатии, которая сменила его на посту главы школы[5]. Теон посвятил свой комментарий к Альмагесту мальчику по имени Епифаний, который, возможно, был его сыном[6]. Кроме того, в своём комментарии к Альмагесту он утверждает, что его дочь Гипатия внесла свой вклад в III книгу Альмагеста, заявив, что «издание было подготовлено философом, моей дочерью Гипатией»[7].

Теон наиболее известен тем, что он издал «Начала» Евклида в своей редакции. Самая ранняя рукопись этой редакции хранится в Ватикане. Сравнение с другими манускриптами показало, что Теон пытался во многих местах «улучшить» сочинение Евклида, внося изменения прямо в оригинальный текст. Есть предположение, что труд «Катоптрика», приписываемый Евклиду, также представляет собой редакцию, выполненную Теоном[8].

Из других его работ большую ценность представляют комментарии к «Альмагесту» Птолемея и к трудам поэта Арата Солийского. В комментарии к «Альмагесту» Теон предложил объяснение предварения равноденствий.