Теории сознания высшего порядка


Теории сознания высшего порядка (англ. Higher-Order Theories of Consciousness) — довольно широкая совокупность теорий, которые в качестве главного признака сознательности предлагают выделить т. н. «состояния сознания высшего порядка».

Теории сознания высшего порядка пытаются объяснить отличительные качества сознания в терминах некоторого отношения приобретения между данным сознательным состоянием и представлением высшего порядка некоторого рода (либо ВП восприятия этого состояния, либо ВП мышления о нём). Самые многообещающие качества, которые можно объяснить, вовлечены в феноменальное сознание — род состояния, которое или определяется субъективно, то есть как «чувство», или выступает вроде чего-то пережитого.

Основной вопрос, на который хотят ответить теоретики ВП сознания, состоит в том, чтобы объяснить природу сознательных состояний как таковых, то есть понять, что делает ментальные состояния сознательными ментальными состояниями.

1. Сознание как тварное сознание (creature consciousness) — то есть сознание, как свойство, которым обладает творение (человек), ясно сознающий и ощущающий. С тех пор как выявили, что бодрствование и способность ощущать выступают биологическими характеристиками, то проблема тварного сознания не требует особого решения.

2. Сознание как ментальное состояние сознания (mental-state consciousness)- то есть сознание как свойство ментального состояния, которое способно различать бессознательное и сознательное. Если сознание становится сознательным, следовательно, есть нечто, что способно быть в этом состоянии.

3. Сознание как интроспективное сознание (introspective consciousness) либо феноменальное сознание (phenomenal consciousness), то есть сознание которое обращено на собственные ментальные сознания. (Nagel 1974[1], 1986[2]; Jackson 1982[3], 1986[4]; McGinn 1991[5]; Block 1995[6]; Chalmers 1996[7])