Теория родового быта


Тео́рия родово́го бы́та (или родовая теория) — известное учение историков и юристов (возникло в 1-й половине 19 века), согласно которому государство происходит непосредственно из родовой организации, свойственной разным народам на ранних этапах истории. Род представителями данной теории рассматривается как совокупность семей, или же отождествляется с большой семьей[1].

По теории родового быта формирование государства и права народов первоначально происходит из союза кровных родственников, именуемого родом, в противоположность другой школе, утверждавшей, что таким моментом являлась патриархальная семья, семейная или соседская община (старые германисты, школа Мэна)[2].

В круг этого учения входят следующие вопросы: генезис рода, его первичность и универсальность, связь рода со строем семьи и религией, родовой союз, его признаки и содержание, преемственность рода, влияние рода на рост и формы государственности, разложение рода, эволюция и классификация форм родовых союзов.Также исследуется общность половых прав, для взаимной охраны и гарантии которых первобытные люди соединялись в крепкие родовые союзы[2].

Основы родовой теории как органической концепции русской истории в отечественной исторической науке впервые были представлены в сочинениях Иоганна Филиппа Густава Эверса. В законченном виде теория родового быта отразилась в известном труде историка-юриста Эверса 1826 года «Das älteste Recht der Russen in seiner geschichtlichen Entwickelung». Впоследствии монография переведена на русский язык в 1835 г. Иваном Платоновым — «Древнейшее русское право в историческом его раскрытии»[3].

Суть теории дерптский историк изложил следующим образом: каждый народ слагался из многих племен, племена из родов и семейств, небольших общественных союзов, которые образуются во вместе живущих потомков одного племени. Государства, которые потом начинают развиваться, есть ни что иное, как соединение отдельных родов или больших семейств под владычеством одного общего главы, государя или властителя[3]. Иоганн Филипп Густав фон Эверс писал:

«Новое государство в первоначальном своем состоянии, есть не что иное, как соединение многих великих родов, а новый властитель не что иное, как верховный патриарх. Устроение и управление государства есть правление великим семейством — единственный образец, который имели в виду люди, вступавшие в новое великое общество[3]