М61 (тепловоз)


Тепловоз NoHAB AA16, М61 (M — от венгерского «mozdony» — локомотив, 6-осный, 1-й тип) — тепловоз, производившийся в Швеции на заводе NOHAB в городе Тролльхеттан.

Тепловоз являлся лицензионной версией тепловоза EMD F[англ.] (англ. EMD F-unit) американской компании General Motors (подразделение Electro-Motive Diesel).

В процессе производства тепловоза в него вносились конструктивные изменения. В частности он имел в оригинале 4 оси, все они были обмоторены, но при поставке в некоторые страны требовалось по требованиям заказчика уменьшить осевую нагрузку, и поэтому тележки тепловоза стали трёхосными, там появились поддерживающие оси.

В 1949 году NOHAB получила лицензию на производство тепловоза от EMD. В основу конструкции была взята та модификация EMD F, что ранее поставлялась в Австралию. По требованиям международного союза железных дорог были внесены некоторые изменения в форме кузова, что улучшило обзор, изменения также коснулись буферного бруса, там появилась возможность устанавливать винтовую стяжку и буфера.

Первые изготовленные тепловозы приобретались железными дорогами Дании. Поставки начались с 1951 года. Эти тепловозы имели 6 колёсных пар, но обмоторены были всего 4 оси (поддерживающими были средние оси в трёхосных тележках). Максимальная скорость тепловоза была установлена в 133 км/ч. Мощность дизельного двигателя тепловоза — 1950 л. с., однако на части машин были дизели мощностью 1700 л. с. Кабины машиниста имелись на обеих сторонах тепловоза. В Дании за характерную форму кузова тепловоз получил прозвище Rundnasen или Rundsnuder («Круглоносый»). Использовались тепловозы в Дании до 2001 года.

Было выпущено 45 тепловозов этой серии, имеющих облегчённую конструкцию и осевую нагрузку в 15 тонн на ось. Произведены тепловозы были с 1960 по 1962 год. Эти тепловозы были на 60 см короче, имели мощность менее базовой модели на 10 % — 1445 л. с.