ТУ7


ТУ7 (Тепловоз Узкоколейный, тип 7) — советский тепловоз для колеи 750—1067 мм. Спроектирован в 1971—1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе для замены устаревавших тепловозов ТУ4 и ТУ2. Построено 3373[2] экземпляра, из них несколько сотен было поставлено на экспорт в страны социалистического содружества и соц.ориентации.

Тепловоз ТУ4 имел мощность всего 230 л. с. и не справлялся с тяжёлыми составами. ТУ2 же был очень тяжёл — он весил 32 тонны с нагрузкой на ось 8 тонн, что было слишком много для большинства узкоколеек, так как на многих линиях применялось облегченное верхнее строение пути[3][4], а иногда и понтонные мосты.

В 1961 году на Камбарском машиностроительном заводе было выпущено два опытных образца тепловоза ТУ5. Тепловоз был максимально унифицирован с ТУ4, имел дизель 400 л. с. (1Д12-400), новую трёхступенчатую гидропередачу. Вес тепловоза вырос до 24 т, увеличилась сила тяги до 5,7 тс. Эти опытные машины испытывались на УЖД Апшеронского леспромхоза. В результате, конструкция была признана успешной и с 1967 года было развернуто их серийное производство.[4]

Но в процессе эксплуатации у новой машины выявились серьёзные недостатки, в частности, неудобная компоновка, низкая надежность гидропередачи. Примененная на ТУ5 гидропередача оказалась слишком капризной в эксплуатации. И в 1971-72 годах Камбарский машиностроительный завод спроектировал и построил новый тепловоз — ТУ7. Дизель остался таким же, как на ТУ5, а вместо неудачной трехступенчатой гидропередачи применена двухступенчатая гидропередача Калужского машиностроительного завода, хорошо зарекомендовавшая себя на различных путевых машинах широкой колеи. Для облегчения пуска дизеля при низкой температуре тепловоз оснащен предпусковым подогревателем.

В 1967 г. ВНИТИ были разработаны техническое задание и эскизный проект нового тепловоза с гидропередачей Калужского машиностроительного завода, получившего обозначение ТУ7. Локомотив проектировался в модификациях массой 20 и 24 т с дизелем мощностью в 300 и 400 л. с. По многим конструкторским решениям он повторял тепловозы ТУ5 и ТУ4.

На тепловозе ТУ7 предполагалось применить дизель 1Д12 Барнаульского завода транспортного машиностроения и новую гидропередачу УГП400-650 Калужского машиностроительного завода. Кроме того, заново был спроектирован кузов локомотива, ставший впоследствии унифицированным для всех тяговых единиц, выпускаемых на Камбарском машиностроительном заводе. Увеличение сцепного веса могло, согласно проекту, изменяться путём размещения балласта, а мощность — регулировкой дизеля. Кроме того, на тепловозе была поставлена новая система управления, в связи с чем стала возможна работа по системе многих единиц.