Камбарский машиностроительный завод


Камба́рский машинострои́тельный заво́д — завод, выпускающий тепловозы и другую железнодорожную технику. Полное наименование — ООО «Камбарский машиностроительный завод» («КМЗ»). Расположен в городе Камбарке (Россия, Удмуртия).

Завод основан в 1767 году русскими заводчиками Демидовыми как Железоделательный завод мастерские. Строительство завода было начато на 6 лет раньше, в 1761 году.[1] С 1919 года носит название Камбарский экипажный завод.[2] С 1933 года назван Литейно-механическим заводом. С 1944 года переименован в Камбарский машиностроительный завод.[3]

В первые десятилетия после основания завод занимался выплавкой железа (до 60 тысяч тонн в год) и распиловкой леса. В конце XIX века завод строит тарантасы (два тарантаса, построенных заводом, экспонировались в Париже на Всемирной выставке). В начале XX века завод строит вагонетки, платформы с деревянной рамой, станки для заточки пил, цепи. Затем завод осваивает выпуск пилорам, крепежных деталей для верхнего строения пути. С 1950 года завод начинает выпуск снегоочистителей, трелёвочных лебедок, пассажирских вагонов и мотовозов для железных дорог узкой колеи. В 1983 году на международной ярмарке в Лейпциге тепловоз ТГМ40 награждён золотой медалью и дипломом первой степени.[4]

Тепловозы, выпускаемые заводом, распространились по некогда обширной сети узкоколейных железных дорог промышленного назначения (торфовозные, лесовозные, призаводские), а также по детским железным дорогам всего Советского Союза.

Камбарский машиностроительный завод специализируется на производстве путевых машин, тягово-подвижного состава для железных дорог «узкой» колеи (колея — 750 мм — 1067 мм). Завод готов к выпуску всех видов грузовых вагонов, самоходных электростанций, аналогичных по функциональному назначению ранее выпускаемыми другими предприятиями для железных дорог «узкой» колеи. Это вагоны-торфовозы различных модификаций, вагоны-самосвалы, платформы, цистерны, транспортёры, хопперы-дозаторы, вагоны сцепы и другие грузовые вагоны, служебные и пассажирские автомотрисы, а также запасные части к ним. С 2013 года начато производство рельсовых автобусов АМ-3С[6] и мотовозов для Московского метро МТК-1, АГМс, АГМу.[7]