Тлакашипеуалицтли


Тлакашипеуалицтли (Тлакашипеуалистли, аст. Tlacaxipehualiztli, t͡ɬakaʃipewaˈlist͡ɬi) — второй двадцатидневный месяц («вейнтена[en]») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 5 по 24 марта[1]. Также название Праздника сдирания кожи у ацтеков, каждый год проводившегося в этом месяце[2][3].

Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли (аст. xiuhpohualli, что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя) и ритуального 260-дневного тональпоуалли (аст. tonalpohualli, что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем»[4].

365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas) плюс дополнительные 5 дней в конце года. В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год, который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Однако в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.

В весенний месяц (второй месяц солнечного календаря ацтеков)[5][6][7] Тлакашипеуалицтли ацтеки праздновали «недельник» Шипе-Тотека, Господина-с-Ободранной-Кожей.

За сорок дней до фестиваля пленников, захваченных во время войны, переодевали в бога Шипе-Тотека. Это происходило в каждом районе города[8]. Главнейшим элементом празднества было массовое гладиаторское жертвоприношение пленных воинов и рабов, с которых живьём сдирали кожу[9].

Мужчин привязывали к темалакатлю (алтарному камню). Устраивались своего рода гладиаторские бои между пленником и четырьмя хорошо вооружёнными воинами[10]. С потерпевшей поражение жертвы сдирали кожу, потом жертву съедали.