Товарищ (барк)


Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о четырёхмачтовом бывшем джутовом клипере «Лористон». О трёхмачтовом судне см. статью Горх Фок (барк).

Барк «Товарищ» (1892—1943, до 1923 г. — «Lauriston») — четырёхмачтовый барк, до Второй мировой войны самое крупное парусное учебное судно Советского Союза (после войны таким стал барк «Седов») водоизмещением 2133 (2145) тонн (нетто).

Судно было заказно для Восточно-Индийской линии по перевозке джута и было типичным представителем семейства «винджаммеров» — больших железных коммерческих парусников конца XIX века. Судно не имело вспомогательного двигателя, водонепроницаемых переборок, парового отопления, принудительной вентиляции, рефрижераторов, ледников, бани, опреснителя. Судно также не было электрифицировано — освещение было керосиновым. На борту был паровой котел, однако он питал только лебедки, работавшие на нок-тали нижних реев, которые использовались в качестве грузовых стрел попарно на второй, третий и четвёртый трюмы. Подъем станового якоря весом около 4-х тонн осуществлялся ручным шпилем

Во время плавания на восточной «джутовой» линии в 1897 году совершил переход Ливерпуль — Рангун за 95 дней, а в 1899 году рейс Холихед — Калькутта за 96 дней. В 1905 году сменил хозяина, использовался на «шерстяной» линии Австралия — Британия. В 1906 году прошёл капитальный ремонт, во время которого было изменено его парусное вооружение. Бизань была вооружена косыми парусами и «Лористон» стал классическим четырёхмачтовым барком.

Во время Первой Мировой войны осенью 1914 года (по другим источникам — в 1916-м или даже в 1917 году), правительство Российской империи приобрело в Великобритании в качестве буксируемых лихтеров (барж) два четырёхмачтовых парусника — «Лористон» и «Катанга». Они предназначались для снабжения строительства Мурманской железной дороги, конкретней — для перевозки грузов из Англии в Архангельск. В течение 1916 года «Лористон» перевозил железнодорожные рельсы (англ. rail tracks) для линии Мурманск-Петроград, стратегически важного пути снабжения русских войск, особенно в условиях блокады Германским флотом Балтийского моря.

После этого «Лористон» использовался в качестве угольного лихтера для обеспечения флотилии минных тральщиков. После 1917 года барк, как потерявший законного владельца — правительство Российской империи, — находился в пользовании компании Hudson Bay Co. В 1918—1919 годах, во время оккупации северных российских портов войсками Антанты, парусник был отогнан в Великобританию.