Товарный дефицит в СССР


Товарный дефицит в СССР — явление, присущее советской плановой экономике, постоянный недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могли приобрести, несмотря на наличие денежных средств[1].

В тех или иных масштабах и разных сферах жизни товарный дефицит был характерен практически для всей истории существования СССР и в брежневское время сформировал «экономику продавца» — производители и система торговли в условиях планового хозяйствования (отсутствие конкуренции, фиксированные государственные розничные цены и др.) не были финансово заинтересованы в качественном сервисе, своевременных поставках, рекламе, привлекательном дизайне и поддержании высокого качества товаров (однако отсутствие финансовой заинтересованности не исключало идеологическую). [источник не указан 1392 дня]

К тому же, из-за проблем, характерных для плановой экономики страны, периодически исчезали из продажи даже самые обычные товары первой необходимости (например, туалетная бумага[2][3]). Осенью 1969 года на целлюлозно-бумажном комбинате в Сясьстрое Ленинградской области начали первый в СССР массовый выпуск туалетной бумаги.

Данное явление относилось не только к производству промтоваров массового потребления («ширпотреб»), но и, в значительной степени, к крупному промышленному производству (например автомобилестроению — фактически весь период «свободной торговли» её продукцией проходил в условиях строго лимитированных и нормируемых «рыночных фондов»).[источник не указан 1392 дня]

В государственной системе торговли СССР существовал контроль цен на товары и услуги; соответственно в результате установления цен на искусственно низком уровне спрос увеличивался до точки, где предложение не может удовлетворить реальные потребности, что приводило к дефициту товаров и услуг, цены на которые контролируются[4].

Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман сказал: «Мы, экономисты, знаем не очень много, но мы знаем, как создать дефицит. Если вы хотите создать дефицит, например, помидоров, нужно просто принять закон, по которому розничные торговцы не могут продавать помидоры более чем за два цента за фунт. Мгновенно вы будете иметь дефицит помидоров.»[5].