Томашевский, Аполлинарий Иванович


Аполлина́рий Ива́нович Томаше́вский (18901926) — советский лётчик-испытатель и мировой рекордсмен[1].

В 1915 году окончил авиашколу Петербургского Аэроклуба, где его выучил летать известный авиатор Харитон Славороссов. Получил диплом пилота-авиатора и направление в ПОШМА (Петроградскую офицерскую школу морской авиации), окончил обязательные Теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте. Затем учился в школе морских летчиков (г. Баку), сдал экзамены на Морского лётчика в начале января 1916 года оставлен инструктором.

В августе 1916 года командирован на завод Щетинина ПРТВ (Петроград), где провел испытания первого в мире бронированного морского истребителя — летающей лодки «М-11» Д. П. Григоровича.

Участник Первой мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера. С сентября 1918 года в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага, попал в плен и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 года.

С февраля 1919 года — военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта. С июля 1919 по март 1920 — командир 30-го авиаотряда 4-й армии. В июле — сентябре 1920 года служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.

После гражданской войны Томашевский работал на Севере. Вернувшись в Москву начал деятельность лётчика-испытателя. Испытал один из первых советских экспериментальных самолётов — тяжёлый триплан «КОМТА»[2] (1923). Поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1 (8.02.1924), первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (26.11.1925), второго АНТ-3 (Р-3) (1926). С 10 по 22 июля 1924 года Томашевский с экипажем на АК-1 выполнили перелет МоскваНижний НовгородКазань и обратно. Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта МоскваУлан-БаторПекин (июнь 1925) на самолёте АК-1.