Тома, Робер


Робе́р Тома́ (фр. Robert Thomas; 28 сентября 1927, Гап, департамент Верхние Альпы, Франция — 3 января 1989, Париж) — французский писатель, драматург, сценарист, режиссёр, актёр.

Робер Тома родился в городе Гапе в 1927 году. В возрасте 20 лет, в 1947 году, незадолго до получения степени бакалавра, он оставил свою семью с определённой идеей: написать и сыграть комедию в Париже. Он платил за уроки актёрского мастерства своей зарплатой телеграфиста и играл в массовке более чем в пятидесяти фильмах. По ночам он написал семь пьес подряд, но все они были отвергнуты.

В 1950 году он отслужил военную службу, затем жил на посредственную зарплату актёра в Париже. Тем не менее, он регулярно приезжал в Руан в 1952—1955 годах, чтобы давать рецензии в Театре Нуво (фр.) в течение нескольких сезонов под руководством Луи Стрелиски и Лестели, играет несколько пьес — в том числе Il faut marier Maman, Le Train pour Venise — с Вудалом Г., директором труппы, которому он предложит свои пьесы. Таким образом, Робер Тома работает плечом к плечу с Ноэль Адам (фр.), Жинетт Гарсен (фр.), Моной Моник. Он не уезжает из Парижа. Он знакомится с Пьером Дюксом, который вовлекает его в пьесу «Необходимо жениться на маме» с Дениз Грей. Таким образом он начинает карьеру в театре, играя в La Main de César и Les Belles Bacchantes. Его первые две пьесы «Восемь женщин» и «Madame Trait d’Union», наконец, были написаны в Ницце в 1958 и 1959 годах, но без особого успеха.

Упорство Роберта Томаса будет вознаграждено его восьмой пьесой. Постановка парижского театра Буфф-Паризьен «Ловушка для одинокого мужчины» получила признанный успех 28 января 1960 г., а её автор в одночасье прославится. Это история о молодом человеке в медовый месяц, который ждет возвращения своей жены, пропавшей без вести десять дней после ссоры. Полицейское расследование застопорилось до тех пор, пока в супружеский дом не вернулась женщина, утверждающая, что она разыскиваемая жена. Муж кричит о том, что женщина — самозванка, но события и несколько свидетелей подтверждают, что молодая женщина действительно его жена. Он сумасшедший или за ним гонится банда преступников? Отметим, что сюжет повести является плагиатом, сильно навеянным сценарием американского фильма «Конфликт», вышедшего в 1945 году, авторы сценария Артур Т. Хорман и Дуайт Тейлор, также переработавшие «Пентакл» по сценарию Альфреда Неймана и Роберта Сиодмака. Однако оказывается, что сам этот сценарий явно взят из рассказа Дэвида X. Мэннерса (не упомянутого в титрах фильма) под названием «Killer’s Keeper» (1940 год). Этот рассказ, переведенный на французский язык под названием «Le Sceau de Caïn», появился в журнале Mystère № 31 за август 1950 г., с комментарием, дающим понять, что он стоял за фильмом 1945 года (он был показан в антологии Histoires decrimespassnelles, Pocket Presses № 3228, 1989 год). Робер Тома наверняка знал хотя бы об одном из этих двух произведений (фильме и/или рассказе) до того, как написал свою пьесу.