История трамвайных маршрутов Казани


История трамвайных маршрутов Казани насчитывает более 100 лет. Электрический трамвай в Казани заменил конку и функционирует с 20 ноября 1899 года, а с осени 2012 года включает скоростную (ускоренную) линию. Максимальное количество трамвайных маршрутов составляло 23 (2003)[1]. Масштабные сокращения маршрутов происходили в 1920-х годах, после Гражданской войны, и во второй половине 2000-х годов (в связи со строительством метро).

2 октября 1875 года состоялось открытие Казанской конно-железной дороги в составе двух линий — первой из них был «Волжская» линия, маршрут которой проходил от «Толчка» (Толкучего рынка у Гостиного двора) до Дальнего Устья; фактически начало линии находилось на углу Большой Проломной и Гостинодворской улиц из-за того, что вагонам было тяжело подняться на Воскресенский бугор, на котором находился Толкучий рынок.[15] Конка была заменена трамваем под управлением «Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог»[тат.] в 1900 году; вскоре после этого Волжская линия объединена с Проломной линией («Толчок» — Суконная слобода) в Волго-Проломную линию. В 1904—1905 годах от Волго-Проломной линии было построено ответвление на Ближнее Устье и Московско-Казанскую железную дорогу, просуществовавшее до 1940 года.[16]Дореволюционный маршрут трамвая был таким: Дальнее Устье — Старая дамба — Адмиралтейская слобода (Московская улица) — Адмиралтейская дамба — Успенская и Владимирская улицы — Поперечно-Владимирская — Гостинодворский мост — Гостинодворская — Большая Проломная — Рыбная площадь — Георгиевская — 2-я Проломная — 3-я Поперечно-Большая (Суконная слобода).[17]

Предположительно, в 1918 году трамвайная линия использовалась белыми для вывоза золотого запаса бывшей Российской империи.[18][19] В феврале 1919 года движение трамваев было прекращено, а по Волго-Проломной линии вновь пущена конка. К концу месяца движение трамваев возобновлено, но оно было нерегулярным, а иногда и вовсе отсутствовало.[18]

Весной 1922 года маршрутам казанского трамвая были присвоены номера: бывшей Волго-Проломной линии присвоен № 1.[20] Некоторое время спустя маршрут был укорочен до площади Куйбышева, причём по пути от площади Куйбышева до Дальнего Устья трамвай проходил по улицам Татарстан, Нариманова и Пионерская. В середине 1930-х годов рельсы с улицы Баумана были сняты, а движение маршрута № 1 перенесено на улицы Право- и Лево- Булачные.[21]

На 1940 год маршрут трамвая № 1 выглядел так: Дальнее Устье — Старая дамба — Клары Цеткин — Адмиралтейская дамба — Кирова — Пионерская — Лево-Булачная (на обратном пути — Право-Булачная) — Университетская — Островского — площадь Куйбышева.[3]