Транзитное сообщение (ГДР)


Транзитное сообщение между Западным Берлином и ФРГ осуществлялось по территории советской зоны оккупации Германии и в последующем ГДР. Стороны придерживались разных взглядов на юридический статус транзита, что неоднократно приводило к обострению в отношениях, а в 1948—1949 годах вылилось в блокаду. В начале 1970-х и 1980-х годов ГДР возвела транзитные автомагистрали, соединявшие Берлин с пограничными переходами. Самыми крупными из них являлись КПП в Древице и Мариенборне, каждый из которых обслуживало около тысячи военнослужащих пограничных войск, сотрудников паспортного и таможенного контроля ГДР.

Германская Демократическая Республика издала специальные нормативные акты, регулировавшие транспортное сообщение между ФРГ и Западным Берлином через внутригерманскую границу и ограничила количество транзитных маршрутов. Соответствующее законодательство действовало также в отношении транзита через ГДР в скандинавские страны, ПНР и ЧССР. Воздушное сообщение осуществлялось строго по выделенным воздушным коридорам.

Правовой основой по вопросу транзита в ГДР считалось положение, принятое державами-победительницами на Потсдамской конференции 1945 года, согласно которому на период оккупации Германия считалась единой в экономическом отношении, в связи с чем предполагалось согласовать общие предписания в отношении транспортного сообщения. Контрольному совету было поручено издать правило передвижения между зонами оккупации. Позднее были определены транзитные маршруты между западными секторами Берлина через советскую зону оккупации в западные зоны оккупации Германии. Приказом Советской контрольной комиссии в Германии от 5 мая 1952 года были чётко установлены меры по обеспечению и контролю, радикально ограничившие свободу передвижения.

После подписания Московского договора правительство ФРГ подчёркивало, что его ратификация состоится только при наличии позитивных результатов в отношении Берлина. В переговорах наметился прогресс, и 3 сентября 1971 года послы подписали Четырёхстороннее соглашение по Берлину. Впервые с 1945 года в нём СССР гарантировал беспрепятственное транзитное сообщение автомобильного, железнодорожного и водного транспорта между ФРГ и Западным Берлином. Договор предусматривал самостоятельное согласование деталей правительствами двух германских государств.