Трансандинская железная дорога


Трансанди́нская желе́зная доро́га (исп. Ferrocarril Trasandino) — железная дорога с узкой, метровой колеёй, соединяющая аргентинскую Мендосу и чилийский Лос-Андес. На протяжении своих 248 км поднимается на высоту 3200 м и пересекает Анды по туннелю, проложенному под перевалом Бермехо. Горный участок длиной 64 км оборудован зубчатым рельсом Абта. Открытая для движения на всём протяжении в 1910 г., закрыта в 1984 и затем частично разобрана. В 2006 г. принято решение о реконструкции дороги.[1]

План постройки железной дороги между Чили и Аргентиной возник ещё в 1854 г. Однако, сложнейший рельеф местности — линия должна была пересечь Андские Кордильеры, — и, одновременно, скромные возможности строительной техники того времени не позволили взяться за дело немедленно. Проект был осуществлён значительно позже, лишь через 20 лет, усилиями братьев Кларк (Clark), Хуана и Матео. Кларки были чилийцами британского происхождения и весьма успешными предпринимателями в Вальпараисо. В 1871 г. они протянули через Анды телеграфную линию, соединившую чилийский Сантьяго с аргентинской Мендосой, а 1874 г. получили концессию на постройку железной дороги по тому же маршруту.

Братья образовали компанию «Ferrocarril Transandino Clark», но из-за финансовых затруднений не производили работ до 1887 г. Наконец, строительство началось — первоначально на чилийской территории, в Лос-Андесе. Затем работы инициировали на аргентинской стороне и 22 февраля 1891 г. был открыт первый участок дороги между Мендосой и Успальятой (Uspallata). Далее участки открывались один за другим: 1 мая 1892 г. — до Рио-Бланко; 17 ноября 1893 г. — до Пунта-де-Вакас; 22 апреля 1903 г. — до Лас-Куэваса возле перевала. С чилийской стороны: от Лос-Андеса до Hermanos Clark (исп. Братья Кларк, быв. Эль-Хункаль) — 1906 г.; до Портильо — февраль 1908 г. И так вплоть до 25 мая 1910 г., когда для движения открыли уже всю линию целиком. Это событие приурочили к международной выставке в Буэнос-Айресе, посвящённой 100-летию аргентинской независимости.

Ко времени открытия железная дорога перешла из рук братьев Кларк в руки «Аргентинской Трансандинской железнодорожной компании» (Argentine Transandine Railway Company), принадлежавшей британскому капиталу. Впоследствии компания разделила линию на две части, аргентинскую и чилийскую, каждая из которых получила своё наименование: «Ferrocarril Trasandino Argentino» — FCTA и «Ferrocarril Trasandino Chileno» — FCTC.

Строительство дороги было чрезвычайно сложным для того времени предприятием. На протяжении 248 км пришлось устроить 291 галерею с кровлей для защиты от снега общей длиной 438 м, возвести 39 мостов общей длиной 1276 м и пробить трёхкилометровый Кумбрский тоннель под перевалом и 10 меньших тоннелей общей длиной в 533 м.